d0 be d0 b1 d0 bb d0 be d0 b6 d0 ba d0 b0

Много буков

Средневековые стены, вывески 50-х, современные лофты... Наша автор рассказывает, откуда в наших интерьерах появились буквы и где их можно достать.

Пять лет назад, когда мода на буквы в интерьере еще только зарождалась, я оказалась в Альгамбре – средневековой крепости, которую арабские завоеватели построили на юге Испании в XIII-XIV веках. Я с интересом, но без особенного энтузиазма разглядывала постройки и роскошные сады, а затем чувство культурного долга заставило меня встать в хвост довольно длинной очереди во дворец Насридов – главное сокровище Альгамбры. Однако стоило мне переступить каменный порог дворца, как от моей флегмы не осталось и следа: интерьеры гранадских халифов оказались прекрасными до головокружения. Я ожидала (и увидела) там колоны, узоры, фонтаны во внутреннем дворике – но не буквы, не испещренные вязью стены. Трудно даже вообразить, как долго невольникам пришлось вырезать в камне строки из Корана толщиной в ладонь. С другой стороны, я легко представляю себе, как приятно было халифам смотреть на свои стены. Любуясь этими узорами, я впервые почувствовала, как много в буквах заложено эстетического потенциала.

Title

Кириллица и латиница в Средние века не использовались для украшения интерьеров, но это не значит, что их не воспринимали эстетически; достаточно вспомнить, как любовно писцы украшали заглавные буквы в манускриптах. Однако, поскольку читать умело только духовенство, красивые литеры почти не выходили за пределы книг – разве что на православных иконах можно было увидеть несколько церковнославянских слов. Большинство верующих не могли прочитать эти слова, поэтому они составляли с изображением одно целое, выполняли исключительно эстетическую функцию.

Когда грамотных стало больше, буквы поползли из книг на улицу: у магазинов и цирюлен появились вывески. Удивительно, что, насколько много внимания уделяли шрифтам и каллиграфии на бумаге, настолько же мало старались разнообразить буквы на вывесках; привлекать внимание должна была красивая картинка, в то время как сама надпись лишь передавала информацию. Впрочем, грамотность тогда все еще не была всеобщим явлением.

В XX веке читать научились все, и вот тогда-то буквы на вывесках расцвели и развернулись в полную силу. Им уже не нужно было картинок, чтобы привлечь к себе внимание: они сами мигали, переливались всеми цветами радуги, светились неоновыми огнями. А потом, как следует окрепнув и вдоволь порезвившись на улице, буквы стали проникать обратно в дом.

Title

Украшать буквами интерьер уже очень актуально, но купить их в магазинах все еще почти невозможно. Чтобы разглядеть вблизи модные безделушки нашей эпохи, я встречалась с представителями двух студий: Машей из Mimimi-store и Кириллом из 2K Lighting Workshop.

Студии эти удивительно разные. Mimimi – действительно очень милая, трогательная мастерская, где делами заправляют две хрупких девушки. Маша и Дина работают с деревом; они сами придумывают дизайн, рисуют эскизы и оформляют уже вырезанные буквы (за столярную часть отвечают фрезеровщики).

Title

Девушки рассказывают, что люди редко заказывают буквы для интерьера: Mimimi обычно приглашают оформлять свадьбы и дни рождения. Поэтому и делают они не только слова, а еще и таблички, цилиндры и усы на палочках и прочие увеселительные мелочи. Самой остроумной мне показалась "рамка-инстаграмка" – небольшие квадратные фоторамки, подвешенные к слову Instagram.

Title

Title

Студия 2K Lighting Workshop, напротив, по-мужски суровая, массивная, основательная. Главное направление – стальные буквы с лампочками, но есть и буквы без лампочек (из дерева), и лампочки без букв (гримерные зеркала). 2KLW очень много работает на заказ, и работа, судя по всему, не из легких. Кирилл долго рассказывал мне, как они с напарником режут сваривают буквы, как обрабатывают их специальным раствором, чтобы появилась ржавчина. Мне удалось рассмотреть две работы: двухметровый знак & и более миниатюрную букву S, расписанную якорями. Основатели студии любят размах и уверяют, что с радостью изготовят даже трехметровые буквы.

Title

Title

Надо сказать, что и двухметровая «лягушка» занимает очень много места. Она великолепно смотрелась в просторном сером зале, но в дом, конечно, ее ставить невозможно. А вот из буквы S получился бы идеальный напольный светильник: она достаточно компактна для обычной квартиры, но и достаточно массивна для того, чтобы напоминать о своих прародителях – американских вывесках середины прошлого века. Вот только я не уверена, что хотела бы поставить у себя дома именно латинскую букву. Мне кажется, что куда веселее было бы заказать что-нибудь старославянское – например, юс большой – и сделать его ржавым, с очень яркими лампочками и пятнами от краски.

Отдельные буквы вообще выглядят куда интереснее, чем целые слова или фразы. Если сочетание букв несет какой-то смысл, на него приходится львиная доля внимания. Сперва мы устанавливаем, что обозначают надпись, и только потом различаем ее красоту. Одинокая буква – особенно буква неизвестного нам алфавита – прекрасна сама по себе. Она возвращает нам ту наивность неграмотных христиан, которые, глядя на надпись на иконе, не могли ее прочитать, но могли ей любоваться. Как первоклассники, мы заново открываем очертания буквы, ее округлые и прямые линии, и определяем, какая форма лучше подойдет к нашему интерьеру.

В Mimimi-store тоже было достаточно отдельных литер, размером чуть больше моей ладони. Самыми прекрасными мне показались широкие деревянные буквы, не покрытые краской. Маша объяснила мне, что обычно цельные буквы большого размера они не делают, но зато могут изготовить полые буквы из блоков – например, если кто-то захочет заказать букву-стеллаж.

Title

Теоретически деревянные буквы можно изготовить и самим, если нарисовать эскиз и самому найти фрезеровщика. Однако и Кирилл, и Маша отсоветовали мне так делать: фрезеровщики обычно не берутся за такую мелкую работу, а уж если соглашаются, то назначают очень выскоую цену. Проще покупать буквы там, где дело поставлено на поток.

С Анастасией, основательницей студии Iloveletters, я поговорила совсем недолго, но зато получила от нее фотографии очень привлекательных работ. Мануфактура делает буквы и слова во множестве разных стилей: Shabby Chic, необработанное дерево, простой квадратный шрифт, надписи на спиле бревна... Жаль, что отдельных букв в ассортименте почти нет – с другой стороны, их всегда можно заказать, выбрав стиль и шрифт по вкусу.

Title

Title

Пока я дописывала этот пост, наш главный редактор прислала мне еще одну фотографию буквы – она продавалась в интерьерном отделе "Цветного". Итак, в Москве уже достаточно мест, где продают или мастерят буквы – а значит, пора решать, какой алфавит, шрифт и кегль лучше всего подойдет вашей комнате.

В материале использованы фотографии Буквенной мануфактуры Iloveletters и фотография с сайта la-alhambra.es.

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.