Img 5784

Музеи в усадьбе графа Остермана

С утра до вечера каждый будний день мы изо всех сил стараемся вдохновлять наших читателей, но, надо заметить, что нередки случаи, и когда наши читатели вдохновляют нас! Например, страшно благодарны тому гостю нашего сайта, который направил нас прямиком в музей на Садовом кольце, около здания ГАИ. Поиски привели нас в старинную живописную усадьбу Остерманов-Толстых.  Если пройти 10 минут по Садовому от метро Маяковская в сторону Цветного бульвара или наоборот, посередине расстояния между станциями начинается улица Делегатская (в прошлом — Божедомский переулок, с которым подробно знакомит нас Гиляровский, называя эту местность «Божедомкой»). В самом начале этой улице вы не сможете не заметить дом 3 — не просто дом, а целый усадебный комплекс. 

увапроьлб

У этой постройки очень интересная судьба. Со второй четверти XVII века имение принадлежала боярам Стрешневым. В 80-х годах XVIII века бездетный Василий Иванович Стрешнев переписывает дом на сына своей родной сестры Марфы Ивановны — Ивана Андреевича Остермана. Он то и превращает ее в классицистический дворцово-парковый ансамбль.

Однако наследников не имел и граф, так что титул, фамилия и имение были переданы внуку их сестры Анны — Александру Ивановичу Толстому. Пожар 1812 года нанес такой ущерб усадьбе, что Александр Иванович (уже Остерман-Толстой), не имея средств на его восстановление, продал здание с наделом земли за 100 тысяч рублей Священному Синоду.

Архитектор А.Ф.Щедрин заново отстроил комплекс, и теперь в нем расположилась Московская Духовная семинария (которую, кстати, окончили актеры Б.Г.Добронравов и М.Н.Кедров). Она действовала здесь с 1834 года и до самой революции.

А уж после революции судьба обошлась с усадьбой как всегда иронично: новое ее перевоплощение — III Дом Советов, где работали и жили члены Президиума Верховного совета и Совета Министров РСФСР. В наше время здесь размещаются целых два музея: «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» и экспозиция «Мой дом — Россия» «Музея Современной истории России». Оба музея можно, последовав нашему примеру, успеть обойти за один день, если вы, конечно, не боитесь переизбытка впечатлений.

На входе нас встретила вот такая экстравагантная королевская чета. Поход обещал быть интересным...

увапроьлб

Большая часть усадьбы сохраняет свой исторический вид. Вот, например, парадная мраморная лестница, по которой шел выступать с речью Ленин и поднимались все остальные участники советов. Как удалось облицевать ее такими большими монолитными мраморными плитами, показалось нам загадочным, как строительство пирамид. 

увапроьлб

В экспозиции «Мой дом — Россия» нас ждали комнаты с восстановленными интерьерами XX и начала XXI века: избы, бараки, советские коммуналки, кабинет Калинина, заводские общежития, хрущевки и многое другое, интересное и поглощающего в свою эпоху.

Музей прикладного искусства и занимает бОльшую площадь, и выставок предлагает целое множество, на все вкусы и интересы.

«Безделушки. Такие нужные ненужные вещи» — это бесконечная головоломка, где посетитель не только любуется предметами быта XIX – начала XX вв., но и подобно знатоку из передачи «Что? Где? Когда?» периодически разгадывает, для чего это использовалось. «Шелк и ситец. Диалог культур.» —текстильные чудеса со всего света. Особенно поразила нас масштабная выставка английского фарфора знаменитой фирмы «Веджвуд», сложность, ювелирность и технологичность их работ. Кое-что из представленного на выставке делалось мастерами «Веджвуда» для Екатерины II. Невозможно не заглядеться на несколько минут на большой сервиз, сделанный для царского стола и иллюстрирующий виды Британии. Многие из нарисованных на этой посуде достопримечательностей, были позже скопированы Петром на русских землях. 

Надо сказать, и на выставке «Магия кукол» мы восторгались не меньшее детей. Ее французским и немецким экспонатам по сто-триста лет, а они, как живые, умеют свистеть, петь, танцевать, играть на гармошках, двигая носами, и многое  другое, вплоть до показывания фокусов. Суть этого номера такова: фокусник взмахивает волшебной палочкой, его ассистентка воспаряет над банкеткой, и, чтобы зрители убедились в его честности, он проводит кольцо вокруг застывшей в воздухе девушки. Я даже не знаю принципа этого фокуса, когда его ставят живые люди, а западные умельцы, жившие несколько веков назад, смогли повторить его в кукольном мире — вот уж, действительно, поверишь в чудеса!

увапроьлб

Выставки — дело преходящее, а постоянная экспозиция ждет вас в любое время работы музея, к тому же она показалась нам не менее интересной. Здесь она довольно-таки большая и иллюстрирует быт нашего государства практически за все прошедшее тысячелетие. Тут вы узнаете, для чего были нужны оплечники, сушники, морянки, ендовы, волохи, овкачи и вот такие двуносые и двуухие урыльники.

 увапроьлб

Мы шли по залам от более ранней эпохи к более поздней. Это образцы тканей возраста от ста лет и старше. Такие сложные рисунки на них создавались при помощи филигранных штампов из витрины справа. Снова удивляемся, насколько большое значение придавалось эстетике в былые времена. Самым искусным образом украшались даже те предметы и их части, которые имели чисто утилитарное предназначение.

увапроьлб

Другие тому примеры: ткацкий стан и прялки. Приветливая сотрудница музея Юлия рассказала нам, что если сундук для девушек делал и расписывал отец, то живописная прялка — всегда была обязанностью любимого мужа. Роспись на ней должна была изобиловать символикой. Например, практически на каждой прялке красовался символ солнца. Мужнин подарок был предметом гордости рукодельницы и хвастовства перед соседками.  

увапроьлб

Примерно так выглядела старинная детская.

увапроьлб

В том же зале можно встретить завораживающие образцы дымковской игрушки и резных композиций других русских мастеров.

увапроьлб

Представлены тут резные элементы и крупных форм прикладного искусства. Автор эскиза резьбы на некоторых предметах этого гарнитура — Сергей Малютин, тот самый, который подарил нам первую матрешку

Музеи в усадьбе графа Остермана

А автор росписи этого камина — сам Михаил Врубель. Это один из трех каминов, расписанных художником. 

увапроьлб

А вот несколько маленьких фарфоровых шедевров. Героев «Конька-Горбунка» и «Квартета» вы узнатете сразу. А сможете ли вы догадаться, со страниц каких произведений сошли остальные персонажи?

увапроьлб

Следующий зал — это фарфор уже советской эпохи. Здесь можно увидеть масленки и чернильные наборы, выполненные в разных авангардных манерах. Небезынтересна и  расписная посуда. Ваши представления о свадьбе мечты изменятся, когда вы увидите этот свадебный сервиз.

увапроьлб

Пропагандистская утварь.

увапроьлб

На агиттарелочках слева читаются просто-таки аллюзии на христианские тексты. А на тарелках справа изображены герои Шекспировского «Короля Лира».

увапроьлб

Завершал нашу экскурсию зал с фарфором конца XX века. Кармен в исполнении бесподобной Майи Плисецкой.

увапроьлб

Этих малышей нам до безумия хотелось забрать с собой домой, но мы смирили свои порывы и оставили все экспонаты будущим посетителям. Так что заходите и наслаждайтесь!

увапроьлб

Фотография музея снаружи с сайта liveinmsk.ru

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.