2

Исторические корни скандинавского стиля

Считается, что история скандинавского стиля, берет начало еще от эпохи шведского короля Густава III. Густав был двоюродным братом нашей императрицы Екатерины II и так же, как его кузина, в своей стране старательно устанавливал просвещенный абсолютизм. Густав был начитан, мечтателен и хорош собой, хотя Екатерина II и величала его в частной переписке «толстяком Гу».

Как мы уже говорили в статье-экскурсии по Петровскому путевому дворцу, Екатерина II планомерно убирала все барочные рюши и завитки, которыми щедро украсила обе столицы ее предшественница Анна Иоановна. Тот же курс на строгость, сдержанность и самобытность в архитектуре и внутреннем убранстве держал в своей стране и ее брат. 

Екатерина II со своим двоюродным братом Густавом III в Швеции (Стокгольм, Национальный музей Швеции)

Минимализм

Однако до минимализма XVIII веку еще, конечно же, было очень и очень далеко. Зародился он, как мы все знаем, в начале ХХ века несколько южнее скандинавских стран. Основоположниками его были такие знаменитости как швейцарский француз Ле Корбюзье и немецкие архитекторы-модернисты Людвиг Мис ван дер Роэ и основатель известной школы Баухаус – Вальтер Адольф Георг Гропиус. Жизненным кредо последнего было: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». На смену пышному и узорчатому югендстилю пришел их модернизм – четкий, ясный, прозрачный и функциональный. 

Слева: знаменитая мебель Ле Корбюзье в оформленном им интерьере, справа: стул Мис ван дер Роэ .

Эти тенденции распространились и на Скандинавию. Финский архитектор Алвар Аалто писал примерно в то же время: «Задача архитектора — сделать жизнь удобнее». «Вы можете и должны воспарять, но при этом все-таки хотя бы одной ногой или большим ее пальцем стоять на земле». Целью своего творчества он видел «создание простых, добротных, неприукрашенных вещей, которые бы находились в гармонии с человеком и органически служили ему». Кстати, икеевский табурет Фроста, с которым мы проводили покрасочные эксперименты, — это наследник как раз трехногого табурета Алвара Аалто. Финский дизайнер и архитектор вообще очень активно эксплуатировал появившуюся возможность гнуть фанеру. 

Реконструкция интерьера малогабаритой квартиры, которая была представлена Алваром Аалто  в 1939 году на Housing Fair.

Однако специфика скандинавского стиля не исчерпывается одним тяготением к минимализму. Своеобразие его обусловлено географическим положением и даже некоторыми социально-политическими явлениями, происходившими в этих странах. Об этом мы и предлагаем поговорить, чтобы докопаться до истины и корней самого популярного стиля.

Открытая планировка

Большая часть встречавшихся нам скандинавских квартир — это студии, и сам скандинавский стиль уже ассоциируется у нас с открытой планировкой. Так было, разумеется, не всегда. Студия с мебелью в стиле Аалто — это, если можно так выразиться, уже неоклассика, а настоящая скандинавская классика — это квартиры в несколько комнат, с лепниной на потолках и с печами в гостиных или даже еще и в спальнях.  

 

Как у нас с увеличением числа заводов и с уплотнением городского населения хрущевки пришли на смену большим квартирам с высокими потолками, так же и скандинавам со временем пришлось потесниться. А студия, хоть и имеет свои минусы вроде кухонных запахов в спальне, зато по праву считается самой экономичной планировкой: она экономит и пространство, и свет, не говоря уже о материале, который не тратится на возведение и отделку лишних стен. Кстати, кроме всего прочего, она экономит еще и труд и время хозяев, которым не приходится по сто раз в день обходить лишние стены и открывать лишние двери. 

 

Печь

Печь, о которой мы сейчас вспомнили, действительно, шарм и необходимый элемент старых скандинавских квартир. С такими квартирами мы тоже частенько сталкивались в наших статьях. Печи сохранились в них с тех времен, когда квартиры еще не отапливались горячей водой. Некоторые из них хозяева снесли, а некоторые стоят, а иногда и функционируют по сей день. Печи эти как правило (особенно те, что стоят в гостиных) облицованы керамикой. Как и русские изразцовые печи, которые можно встретить, например, в суздальском кремле, скандинавские печи тоже часто бывают покрыты изразцами с рисунками или объемными узорами. Как и в холодной России, в холодной Скандинавии печи были предметом необходимости и, как обычно происходит, со временем приобрели еще и эстетическое значение. 

 

Разноуровневое освещение

Как учат нас скандинавские квартиры, не стоит ограничиваться одной люстрой, дома должны быть и бра, и торшеры, и всевозможные другие светильники. Жители скандинавских стран не избалованы солнечным светом и от лишнего света никогда не откажутся. А открытая планировка скандинавских студий хоть днем и просвечивается вся насквозь солнечным светом, но вечером каждая ее зона нуждается в отдельной подсветке. И подсветка эта в данном случае не просто зонирует пространство, часто она действительно необходима. Например, свет потолочной люстры над гостиной может совсем не доставать до спальни в алькове или до кухни за перегородкой. Но главная причина этой интерьерной черты кроется в истории и экономике. Очень дорогая плата за электричество обусловила то, что скандинавы практически не пользовались люстрами, а заменяли их другими светильниками, освещающими конкретный уголок, где они находились в данный момент. Это обуславливало обилие разных настольные и напольные ламп в их домах, большие люстры зажигались лишь по особым случаям. Скандинавские квартиры сохранили эту особенность и до наших дней.

Отсутствие штор

Этой детали, а точнее ее отсутствия, нам, живущим окнами впритык к соседнему дому, уж никак не понять. Но у подобного самообнажения тоже есть уважительные причины. И они состоят не только в бережном и благодарном отношении к солнечному свету.

В XVII веке в Швеции вышел закон, запрещающий шторы, чтобы налоговая служба могла проверять, заглядывая в окна, по средствам ли живут граждане, достаточно ли они платят в казну, не прячут ли и не считают ли лишних, не обложенных налогами сумм. С тех пор шведы так и привыкли жить без штор, а их отсутствие стало чертой скандинавского стиля. Иногда они используют легкие полупрозрачные занавески, и крайне редко мы встретим в их квартирах толстые и тяжелые гардины.

Светлая отделка 

Белый цвет стен — это так же дань уважения солнцу. Он не только не поглощает свет, но еще и делает маленькие квартиры визуально больше. Но при всем этом, белый цвет в данном случае можно назвать и чертой экодизайна, ведь это цвет еще и частого в Скандинавии снега. Разнообразие в эту светлую отделку хозяева или дизайнеры обычно вносят при помощи стены с акцентными обоями или стены, завещанной крупными фотографиями и постерами. 

 

Деревянные полы, мебель и декор

Скандинавский стиль не только подчинен рациональности, он еще и отражает самобытность, культуру, природу и менталитет этих стран. Потому природные мотивы здесь имеют очень большое значение. Еще один из таких мотивов — это натуральное дерево. В скандинавских квартирах мы часто встречаем деревянные полочки, ящики, столы и тому подобное,  нередко они сделаны из необработанного дерева. Но главная неотъемлемая часть — это деревянные полы. Скандинавы, как и мы, не хвастаются частотой теплой и сухой погодой и тоже уважают теплую и объемную одежду и обувь. Потому в отличие от остальной, более южной части Европы, они, как и мы, не ходят по дому в уличной обуви. А значит, им необязательно покрывать квартиры плиткой, и они вполне могут себе позволить роскошные деревянные полы. 

 

Меха, крупная вязка и объемный текстиль

Тяготение к визуальному и практическому утеплению своих квартир — это, конечно же тоже колорит Скандинавии и обращение к ее природе. И он не просто берет начало в тех временах, когда не было отопления горячей водой. Обилие шкур и теплых пледов — это черта прежде всего горных шале и деревенских домиков. Чтобы перенести их уют и романтику в свои городские квартиры, скандинавы активно привлекают в интерьер натуральные и искусственные меха, пледы и пуфы крупной вязки, ковры с ворсом и прочий объемный текстиль. 

 

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.


Способ №2: написать ведущей рубрики Маше.