О мебели с каталонским акцентом

Сезон отпусков в разгаре, и одним из самых популярных туристических направлений уже не первый год является Барселона. Этот город у многих ассоциируется с великим архитектором и выдумщиком Антонио Гауди. Однако не все знают, что этот человек не только проектировал и строил здания, оформлял и декорировал интерьеры, но и сам создавал для них мебель. 

Формирование стиля

Работы Гауди отличает неповторимый, уникальный стиль. Архитектор творил, не думая об оригинальности или о ниспровержении существующих эстетических норм, а лишь подчиняясь безудержному порыву своего таланта.

Концепцию жизни и творчества Гауди можно охарактеризовать четырьмя словами: архитектура, природа, религия и любовь к родной Каталонии. Зодчий черпал вдохновение в самом себе и в окружающем мире, поэтому в его работах преобладают изогнутые линии, цвет играет активную роль, а формы напоминают очертания творений природы.

На фото: мягкая мебель из Дома Кальвет

Гауди можно смело назвать особенным архитектором. Его творчество трудно отнести к какому-либо одному из современных ему художественных и архитектурных течений и направлений. В ранних работах Гауди преобладают неоготические тенденции, позднее в проектах зодчего появились элементы ближневосточного и мавританского стилей. Последние годы XIX века в творчестве архитектора прошли под знаком натуралистического стиля. Но более всего, пожалуй, работы Гауди ассоциируются с модерном: черты именно этого стиля можно увидеть в самых запоминающихся произведениях архитектора – Искупительном храме Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família), Доме Бальо (Casa Batlló) и Доме Мила (Casa Milà). Однако нельзя сказать, что эти проекты выполнены исключительно в стиле модерн: стиль, в котором Гауди работал в XX веке, можно охарактеризовать как творчески переосмысленное архитектором каталонское направление модерна.

Первые шаги в мебельном искусстве

Но вернемся к разговору о мебели. Архитектор создавал новые оригинальные здания, которые требовали особого подхода в оформлении и меблировке. Еще будучи студентом, Гауди проявлял большой интерес к проектированию и изготовлению мебели. Уже тогда его интересовала концепция «целостного произведения искусства» в архитектуре и дизайне. В молодости Гауди работал в мастерских самых известных краснодеревщиков Барселоны. Его мощный талант уже тогда вырывался наружу: будучи совсем юным, он сам создавал предметы мебели. Среди первых предметов мебели, разработанных Гауди, можно назвать витрину для демонстрации перчаток торгового дома Эстев Комелла (Esteve Comella). Она выполнена с большим искусством из кованного железа, дерева и стекла. Оригинальная форма и уникальное исполнение витрины позволили Гауди получить за нее серебряную медаль Всемирной выставки в Париже в 1878 году. Примечательно, что благодаря этому шкафчику зародились плодотворные отношения молодого архитектора и каталонского промышленника и мецената графа Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (Eusebi Güell i Bacigalupi).

                           

На фото: эскиз витрины Гауди

Известно, что в 1878 году, сразу после окончания учебы, Гауди спроектировал для себя рабочий стол, прославивший зодчего как невероятно талантливого мебельщика: предмет был выполнен из дерева и металла и имел боковые навесные ящики, которые позволяли конструкции сохранять устойчивое равновесие. Поражает воображение и отделка стола: его украшают изображения водных растений, птиц, змей и насекомых. К сожалению, сегодня увидеть оригинальный стол, за которым Гауди проектировал свои шедевры, невозможно: в 1936 году стол сгорел во время пожара в мастерской архитектора в Соборе Святого Семейства, куда мастер перенес свое рабочее место.

                          

На фото: рабочий стол Гауди

Гауди проектировал и изготавливал шкафы, столы, стулья, кресла и зеркала. Создавая мебель, мастер придавал особое значение деталям. Архитектор всегда подчеркивал, что проектируя любой предмет мебели, он отталкивался в первую очередь от задач, поставленных перед ним хозяевами, от функционала и интерьера, в котором стол или шкаф должны были жить. Гауди всегда глубоко погружался в вопрос, изучал материалы и возможные проблемы, тестировал мебель перед тем, как сдать ее заказчикам. Для него было важно гармонично совместить функциональность и форму мебели. Прежде чем приступить к работе с деревом, архитектор всегда выполнял гипсовые и глиняные модели.

Casa Calvet

По тому, как изменялась мебель, выполненная Гауди, можно проследить эволюцию взглядов архитектора на дизайн. В первые годы карьеры зодчий создавал модели в эклектичном и неоготическом стилях. В качестве примера можем привести мебель, изготовленную Гауди для часовни-пантеона Собреллано (Capella-panteó de Sobrellano) в Комильясе в 1878-1881 гг. Мастер спроектировал лавки, стулья и специальные скамейки для молитв. Мебель украсили потрясающие барельефы, изображающие драконов, собак и орлов. Некоторые кресла были богато обиты ярким бархатом.

C 1898 по 1900 год Гауди трудился над проектом Дома Кальвет (Casa Calvet) и получил заказ на разработку дизайна мебели для главных комнат резиденции. Дубовые стулья, софа и письменный стол, выполненные по рисункам Гауди, стали известны широкой публике благодаря своей функциональности, прочной конструкции и искусной обработке дерева. Новая мебель оказалась не столь вычурной, как во Дворце Гуэль (Palau Güell), над проектом и оформлением которого архитектор работал с 1895 по 1890 год. Спинки стульев Дома Кальвет получили как бы случайные, стихийно возникшие отверстия, а ножки застыли в странных, но элегантных позах. Вновь и вновь удивляют своей таинственной гармонией предметы, не обладающие практически никакими украшениями. Необъяснимыми остаются, прежде всего, их формы, отдаленно напоминающие странные растения и волшебных животных. В этот период Гауди создавал мебель, находясь под сильным воздействием стилистики ар-нуво (так называют стиль модерн во Франции). При изготовлении мебели для Дома Кальвет Гауди старался максимально передать дух, характер дерева. Для стульев, скамеек, столов и зеркала подбиралась древесина с интересной текстурой и цветом. Работая над формой мебели, Гауди придавал ей природные изогнутые линии. И правда, модели архитектора не имеют ни одной прямой линии!

Со временем модели мастера становились все менее помпезными и вычурными: он стал уделять особое внимание форме и структуре самих материалов. Зодчий изучал человеческое тело, чтобы создавать мебель с идеальными эргономическими характеристиками.

По эскизам Гауди для зала заседаний Дома Кальвет был создан дубовый диван с резьбой Banco Calvet. Скамья имеет лаконичный дизайн, ее спинку украшают лишь три цветочные розетки. Деревянный диван повторяет анатомическое строение человеческого тела, поэтому на нем невероятно удобно сидеть.

                               

На фото: диван с резьбой Banco Calvet

Для зала заседаний Гауди спроектировал и несколько моделей кресел и стульев. Например, стул Silla Casa Calvet Flores, который, как и диван, выполнен из массива дуба. Спинка стула имеет уникальную эргономическую форму, которая поддерживает позвоночник сидящего в определенных точках, чтобы минимизировать нагрузку на скелет. Дизайн стула воплощает природную гармонию и равновесие.

Другую модель – Sillón Calvet – можно рассматривать как своеобразную веху в мебельном искусстве Гауди: с одной стороны, в дизайне стула еще чувствуется энергетика Дома Кальвет; с другой, он несколько выбивается из гарнитура и может подойти и для интерьеров Дома Бальо и Дома Мила. Кресло имеет изящные подлокотники, которые готовы в любой момент заключить человека в свои объятия, и спинку в виде сердца, что делает его очень душевным и уютным. Дизайн модели лишен сложных декоративных элементов — Гауди сосредоточился на форме и сделал ее максимально простой и изящной.

Требует внимания к себе и угловой табурет Taburete Calvet, который является дополнением к гарнитуру административной части здания. Форма табурета напоминает форму центральных балконов заднего фасада дома. Модель является ярким примером того, как Гауди работает с симметрией и находит баланс в самой вещи и в ее отношениях с остальной обстановкой.

          

На фото: зеркало Espejo Calvet, кресло Sillón Calvet и угловой табурет Taburete Calvet

Пожалуй, ни одна женщина не сможет устоять перед магией зеркала Espejo Calvet. Модель имеет массивную дубовую раму с природным орнаментом. Гауди придавал большое значение функциональности и практичности предметов, поэтому зеркало имеет довольно большие размеры – 58 х 195 см. Примечательно, что рама выполнена из массива дуба, но при этом отличается легкостью и плавностью линий. Рама по форме повторяет движение морских волн — с их водоворотами, приливами и отливами. Само зеркало имеет необычную форму: оно напоминает овал, но слегка искривляется снизу и сверху.

Свет в стиле Гауди

В 1903–1914 годах Гауди занимался реставрацией Кафедрального собора Пальма-де-Мальорка. Этот проект архитектора особенно интересен своим освещением. На наш взгляд, стоит обратить внимание на люстру-балдахин, которая освещает пространство между нефом и алтарем. Она украшена множеством символических фигур, среди которых — скульптурная группа с Распятием, девой Марией и св. Иоанном. Также по эскизам Гауди были выполнены кованые подсвечники, напоминающие по форме венки, надетые на многоугольные колонны.

                              

На фото: люстра-балдахин Кафедрального собора Пальма-де-Мальорка

На фото: одна из люстр Дома Бальо

Вершина мебельного искусства

Принято считать, что талант Гауди-мебельщика достиг своего апогея во время его работы над оформлением Дома Бальо. Одним из самых известных предметов мебели, созданных для этого проекта, является двойной диван, или двухместная скамья (Banco Batlló). Модель включает в себя несколько частей и совсем не похожа на классическую деревянную скамейку с единым цельным сидением. Она имеет два отдельных сидения, которые несколько развернуты друг от друга и разделены подлокотником. Стоит отметить, что стиль модерн, в котором выполнена скамья, предполагает большую символичность. Так, в эту модель Гауди вложил аллегорическое представление об одиночестве людей: сидящие находятся рядом, но при этом их сидения несколько разведены, а люди как бы изолированы друг от друга.

                  

На фото: двухместная скамья Banco Batlló

Двухместная скамья имеет три опорные ножки спереди и две сзади. Среди достоинств модели можно назвать особый комфорт, который ощущали все сидящие, вне зависимости от своего роста и веса.

Мебель для Дома Бальо выглядит значительно проще ранее спроектированных Гауди моделей: в ней нет сложных орнаментов и богатой обивки, что подчеркивает ее практичность и функциональность. Модели, предназначенные для Дома Бальо, получили одобрение сюрреалистов, особенно высоко их оценил Сальвадор Дали.

Проектируя мебель для Дома Бальо, Гауди много думал о том, чтобы обстановка была продолжением стен, пола и потолка, поэтому здание и мебель имеют общие изогнутые формы и взаимно дополняют друг друга.

В 1907 году для гостиной Дома Бальо Гауди спроектировал модель Silla Batlló. Стул имеет несколько аскетичный характер, в нем отсутствуют сложные декоративные элементы. Гауди сделал акцент на природности, легкой кривизне линий. Спинку архитектор специально немного наклонил: так позвоночнику сидящего будет комфортнее.

                                       

На фото: стул Silla Batlló

Гауди смешивал в своих проектах многие стили и самые разные мотивы, что позволило ему найти свой собственный уникальный стиль, объединяющий природную гармонию и тягу к новым технологиям.

Модерн у себя дома

Если вы решили посетить Барселону, обязательно загляните в дом-музей Гауди, Дом Бальо и Дом Мила — в них хранится оригинальная мебель, выполненная архитектором. Правда, к сожалению, экспонаты выставляют не в интерьерах, что несколько мешает их полноценному восприятию. Там же при желании можно приобрести реплики моделей Гауди. При их изготовлении специалисты стараются создать мебель, максимально близкую к оригиналам: тщательно подбирают древесину ценных пород, вручную ее обрабатывают, применяя те же техники, что и автор, скрепляют отдельные элементы конструкции без помощи гвоздей.

Для вдохновленных работами Гауди мы подобрали несколько современных моделей, напоминающих творения мастера.

Слева направо: стул Elbow, DeepHouse, 11 900 руб.; стол BELGRAVIA, TASHOTI, 64 000 руб.; зеркало Clover, THE FURNISH, 11 500 руб.; люстра Maytoni Modern, Мистер Декор, 18 240 руб.; журнальные столики FLORY 5, Interpremium, 25 000 руб.; люстра Atlantis Chandelier Design by Terzani, Loft Concept, 218 500 руб.; кресло Finn Juhl 45 Chair (FJ45), Wooddi Design, 43 100 руб.

Фотографии: creativejewishmom.com, archiexpo.com, pinterest.com, soseul.pe.kr, catedraldemallorca.info, libreshot.com, casabatllostore.com, casabatllo.es, gaudiexperiencia.com

Комментарии


Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.


Способ №2: написать ведущей рубрики Маше.

Показать еще
" data-id="293182"
" data-id="293183"