Hohenschwangau51 1

Бидермейер: визитная карточка стиля

Недавно Квартблог выпустил небольшой гид по стилям, в котором кратко описаны классические, современные и национальные стили. Вдохновившись составлением такого гида, мы решили посвятить некоторым направлениям отдельные посты, окунуться в их историю, разобрать по косточкам все детали и насытить вас интересной информацией. Сегодня предлагаем поговорить о бидермейере.

История

Этот стиль родом из Австрии и Германии XIX века и, честно говоря, за звучным и даже важным словом скрывается насмешка: бидермейер в переводе – некий «бравый господин Мейер», собирательный образ мещанина, который придумал и взял себе в качестве псевдонима поэт Л. Айхродт. Сроднившись таким образом с мещанством, бидермейер ставит во главу угла практичность, удобство, прочность. Примечательно, что многие классические в дизайне интерьеров стили начали свой путь с архитектуры (классицизм, готика, барокко и пр.), а вот бидермейер изначально появился как тип интерьерного убранства. Унаследовав некоторые черты ампира (принципы построения и лаконизм), бидермейер совершенно проигнорировал такие его качества, как холодность, помпезность и роскошь. К тому же, в первые годы XIX века у людей попросту не было финансовых возможностей на шикарную обстановку, зато дешевая, функциональная, комфортабельная английская мебель вполне отвечала потребностям среднестатистических буржуа.

Итак, каковы же основные особенности стиля бидермейер?

Пространство

Перво-наперво, это просторное, светлое помещение. Очень многое делается для поддержания этого ощущения света: цвет стен, невесомые муслиновые занавески, сводчатые потолки, окна, расположенные в глубоких проемах. Уют привносят теплые коричневые тона мебели (далее мы увидим, насколько бидермейер предан дереву), гравюры и акварели на стенах, множество трогательных и очаровательных сувениров и безделушек (вышивки, музыкальные шкатулки, часы, статуэтки, коллекции фарфора). Именно в эти годы возникло понятие «чистая комната», то есть комната, обставленная с особой любовью и трепетом, в подражание аристократическим салонам, где принимали гостей.

Отделка

Стены обязательно должны быть однотонными, неважно, используется при этом штукатурка, краска или бумажные обои, главное – никаких вольностей в виде орнамента или рисунка. Даже если стены драпировались тканью, однотонность все равно была выдержана. Цветовая палитра достаточно демократична: желтый, голубой, розовый, бежевый цвета и их теплые оттенки. Напольное покрытие – конечно же, паркет.

 

Мебель

Мебель в стиле бидермейер, непременно, обладает изогнутыми формами (изгибаются и спинки стульев, и локотники кресел, и ножки стола) и выполнена безукоризненно с точки зрения столярного мастерства (дерево при этом брали светлых пород: грушу, клен, вишню, берёзу, орех, ясень). Именно поэтому максимум, что делали с мебелью после того как она появлялась на свет – покрывали лаком, цветным или прозрачным. Обивка, конечно, допустима, но с условием: она должна крепится к мебели с помощью гвоздей с большими декоративными шляпками (белыми фарфоровыми, если точно). Что касается узора, то это может быть полоска или скромный цветочный орнамент.

В эпоху бидермейера в лучах славы купались такие многофункциональные предметы мебели, как раздвижные столы и столы с откидными столешницами, складные стулья, секретеры со множеством выдвижных ящичков, раскладывающиеся диваны. Трудно было представить обстановку и без шкафа-витрины (классика жанра  однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью ящичками, в том числе потайными), угловых шкафчиков, комодов, этажерок, трюмо, рабочих столиков (читальные столы, курительные, рабочие, карточные).

Присмотревшись, можно обнаружить на мебели влияние ампира: резной декор в виде лебедей, грифонов, гирлянд, лавровых венков, розеток. Их обычно золотили или покрывали черным лаком. Именно в бидермейере широко применялась фанеровка светлыми породами дерева и вставки в виде дерева разных пород.

Текстиль

Согласитесь, ни о каком уюте не могло бы идти и речи, если бы комнату заполняла исключительно деревянная (пусть и такая роскошная, пусть и с обивкой) мебель. Поэтому крайне важно «укрыть» комнату: ковры с высоким ворсом, покрывала, балдахины, легкие занавески в обрамлении тяжелых штор с кистями, подушки и пледы на диванах и креслах, кружевные салфетки и скатерти с вышивкой. Здесь уже можно дать волю фантазии и выбрать менее строгие принты: цветы, фрукты, растения. Позволительно даже сочетать различные фактуры: матовые и блестящие ткани, бархат и атлас.

 

                                  ***

Посмотреть на стиль бидермейер в органичном обрамлении, то есть на родине, можно, к примеру, в замке Хоэншвангау (Германия), также вы обнаружите его в одном из замков Цесисского комплекса (Латвия) и в Национальном музее Финляндии.

Впрочем, чтобы полюбоваться бидермейером необязательно отправляться в путешествие, можно посмотреть картины художников, и наших отечественных в том числе. Да-да, до России этот стиль тоже добрался, аккурат в пушкинскую пору. 

Н.И. Тихобразов. "Интерьер в имении Лопухиных", акварель, 1844г.
К.А. Зеленцов. "Гостиная в городском доме", 1820-е гг.
К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг 
Рудольф фон Альт, "Интерьер дома князя Лихтенштейна в Егерцелле в Вене" 

Фотографии: kak-sdelat-remont.com, www.remontbp.com, www.kuhnipark.ru, www.liveinternet.ru, www.inter-meb.ru, arx.novosibdom.ru, www.holidaym.ru, demiart.ru, carointeriors.files.wordpress.com, cesulips.lv 

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.