000

День в столярной мастерской: делаем панно из наличников

Любовь Квартблога к дереву ни для кого не секрет. Мы не раз учили вас красить и состаривать его, рассказывали, как создаются деревянные разделочные доски и авторская дубовая мебель. На этот раз мы решили пойти дальше и научиться самим работать серьезными электроинструментами. Местом знакомства с основами столярного дела стала мастерская «Делай вещь».

«Делай вещь», открывшаяся прошлой осенью в здании Московской газетной типографии, – не просто столярная мастерская. Это публичное пространство, открытое для профессионалов и новичков. Первые могут прийти сюда, чтобы обменять опытом с коллегами и арендовать рабочее место, для вторых «точка входа» в мастерскую – лекции и однодневные мастер-классы по субботам.

На одну из таких встреч мы и попали. Темой дня были резные наличники, лектором — энтузиаст и создатель Виртуального музея резных наличников Иван Хафизов. 

«Я верю, что не только Vodka, Matroshka, Cheburashka, Gorbachev и Balalayka должны ассоциировался с нашими традициями. Что Nalichniki — просто обязаны занять своё почетное место в ряду самых узнаваемых символов нашей страны!» — уверен Иван.

Наличники, как и другие резные детали — традиционная часть русского деревянного дома. Изначально они выполняли волне практические функции: закрывали щели вокруг оконных рам, и во многих странах так и остались безликими досками. Но в России постепенно их стали украшать резьбой, которая становилась сложнее и  изящнее, в каждом регионе складывался свой стиль. Сегодня в Ярославской области вы найдете самые яркие наличники. Обрамление окон в Иваново отличается очень развитой нижней частью. Ну а томская резьба  удивляет гостей города элементами стиля ампир. Говорят, он пришел в Сибирь вместе с декабристами — те могли привезти с собой мастеров-резчиков.

О наличниках можно говорить бесконечно долго, так что мы лучше покажем вам сделанный Иваном короткий видеоролик, в котором — все очарование и разнообразие резных наличников. 

Что же происходит со старыми деревянными наличниками сегодня? По наблюдениям Ивана, они в лучшем случае реставрируются и остаются висеть на окнах или отправляются в музеи, а в худшем — просто пропадают, когда дом ремонтируют или сносят. «Эти наличники мой дед ставил, тогда это было модно. А сейчас не модно», — говорят хозяева деревянных домов, отправляя резные доски на растопку и заменяя старые рамы пластиковыми стеклопакетами. А ведь даже украшения советского периода, шаблонные, сделанные промышленно с помощью электроинструмента, все равно придают русским домам очарование и пресловутый местный колорит. Сохраняя их, мы сохраняем, ни больше ни меньше, свою культурную идентичность.

С деталями такой «советской» резьбы, снятой ребятами из «Делай вещь» со снесенного дома, нам и предстояло работать на воркшопе после лекции. Источником вдохновения для участников служило панно-органайзер, созданное мастерами из дружественного проекта Wood Deed.

Материалы для работы – основы из фанеры, а также рейки и досочки из самых разных пород и в самом разном состоянии: трухлявые и совсем новенькие, широкие и узкие, из дуба и ореха.

 

Самое сложное в любом проекте – придумать концепцию. Мы, покопавшись в материалах, решили, что будем делать доску для записей со вставками их войлока и резной деталью сверху.

Идея родилась, пора браться за дело. Первый этап – отпилить от резной детали нужную нам часть. Чувства двойственные: красоту разрушать жалко, но понимаешь, для обычной, не уникальной резьбы это редкий шанс получить вторую жизнь.

Инструмент дня – погружная пила. Хоть их и две, к каждой очередь: новичкам лучше пользоваться инструментами под присмотром опытных мастеров, а на объяснения уходит какое-то время.

«Нажать на зеленую кнопку, услышать, что пила разогналась, отжать "предохранитель", опустить, поднять, нажать на красную кнопку», — быстро повторяю про себя последовательность действий, глядя сквозь защитные очки на заготовку. Опыт работы с ручным инструментом у меня есть, но от элеткропилы ощущения совсем другие. Волнуясь, делаю все, как сказано. Кажется, все правильно. «Смотрите, вот вы подняли пилу и тут же потянулись за заготовкой, а ведь диск еще крутился. Он убран под защитный кожух, но его могло бы и не быть!» — делает мне замечание мастер. Конечно, он не позволил бы мне отпилить себе кисть, но в такие моменты понимаешь, как много тонкостей и сложностей в простом на первый взгляд ремесле столяра. 

Следующий этап – шлифовка. Только что снятую с дома резьбу нужно очистить от пыли, отслоившейся краски, пятен лишайника. Пока одна из участниц мастер-класса занимается уже финальной отделкой, я пытаюсь облагородить свою делать с помощью полировочного бруска с довольно крупной шкуркой. Но меня прерывает мастер Мария: «Подожди, сейчас принесу кое-то»,— говорит она, и через минуту возвращается с утюгом. Это шлифовальная машинка на аккумуляторах, она вибрирует, так что шлифовать получается быстрее, чем вручную, и к тому же проще работать с деталью сложной формы. Эффект тоже немного другой, чем от ручной шлифовки, но чтобы его описать, опыта новичка не хватает. 

Пока я полирую дерево, оно ломается: покоробившаяся от времени доска не выдерживает даже легкого давления. Приходится брать с полок столярный клей и оставлять деталь на 20 минут в струбцинах. Другие участники мастер-класса используют клей по плану: прикрепляют детали к своим панно. 

Я же явно отстаю от остальных, так что соединять детали решаю на клеем, а пневмопистолетом. Он похож на строительный степлер, но скрепляет детали не скобами, а гвоздиками. Пользоваться не намного проще, чем обычным молотком с гвоздями: детали нужно держать очень крепко, чтобы они не сдвигались от энергии выстрела. Зато на поверхности не остается ничего кроме неприметного отверстия: шляпок у гвоздей нет, и они довольно глубоко уходят в древесину.

Наконец, все детали скреплены, остается только отрезать лишнее лобзиком. Одновременно со мной еще несколько человек заканчивают свои проекты.

Важно не забыть о финальной отделке деталей морилкой, воском или маслом. Это можно делать или на начальных этапах, обрабатывая отдельные детали, или в конце, тогда финиш поможет объединить детали разной формы и цвета в единую композицию. 

Я решила растянуть удовольствие и сделать это уже дома. Темный воск от Дарьи Гейлер подошел просто идеально: сделал светлые деревяшки на полтона темнее и придал фактуре дерева глубины. 

Теперь в нашем офисе есть новая доска для записей, а вам мы смело можем советовать искать ближайшую столярную мастерскую и записываться на открытое занятие. Работать современными инструментами сможет даже тот, кто никогда не держал в руках молотка и пилы, цена на мастер-классы вполне разумна, а обладание собственноручно сделанным предметом мебели или декора — бесценно.

 

Фото: Дарья Мышленникова, Вероника Грицай

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.