Usual 5 9

Как обустроить комнату первоклассника: советы психолога

Это только на первый взгляд кажется, что комнату для школьника легко спроектировать и оформить: поставить рабочее место, свет слева (если ребенок не левша), шкаф для книг — и готово! А как быть с местом для игрушек, нужны ли они теперь в комнате? И что делать, если ребенок будет заниматься в общей комнате? Мнение дизайнера мы узнали, сегодня очередь психолога. 

Анна Родина — кандидат психологических наук, психолог-консультант, тренер, супервизор. В 1995 году окончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «Практический психолог», с 1995 по 1998 год проходила трехлетнюю подготовку в Международной школе психотерапии, консультирования и ведения групп. С 1998 года психолог и преподаватель Института психотерапии и консультирования «Гармония». В 2000 году закончила аспирантуру РГПУ им. А.И.Герцена и защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Психология личности».С 2004 года — декан Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института «Гармония». Активно участвовала в создании и реализации различных проектов : «Использование методов арт-терапии в психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями и их родителям» (2004), «Реабилитация специалистов помогающих профессий г. Беслана» (2004 – 2006), «Реабилитация специалистов помогающих профессий республики Южная Осетия» (2009) и др.   

  

— Жил себе ребенок почти до 7 лет в своей комнате с игрушками по всем углам, а потом пришло время переделывать игровую по сути комнату в учебную. Может ли это негативно сказаться или не стоит переживать?

— Смело менять обстановку... Интересно поставлен вопрос. Как будто только родители решают, как будет выглядеть комната первоклассника. Для начала важно понять, что это — пространство ребенка, его убежище, его место жительства, его безопасное логово. Поэтому важно ничего не делать против воли самого ребенка, иначе ему не захочется там бывать, из-за чего весь смысл «своей комнаты» потеряется. Поэтому переживать стоит. А еще нужно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Для некоторых начало школы — настоящий стресс: новые правила, новые ограничения, новая жизнь. Очень важно оставить ребенку возможность легко справляться со стрессом, то есть сохранить привычное место, игрушки, возможно, «детскость» пространства. Вносите изменения постепенно, с того, что необходимо: поставьте стол, оборудуйте удобное рабочее место. Но пусть останется и пространство для привычных игр — это решается различными вариантами зонирования. 

 

— Телевизор и компьютер лучше поставить в комнате ребенка или в общей комнате?

— Что касается компьютера, это уже скорее о подростках. Если он личный и нужен ему, то он должен стоять в его комнате, конечно. Первоклашкам же компьютер еще не так необходим.

 

— Постепенно будут накапливаться грамоты, похвальные листы, дипломы и т.д., стоит ли делать в детской комнате специальную полочку для них или не надо излишне акцентировать внимание?

— Вопрос о грамотах и наградах очень интересен. Стоит разобраться, чьему самолюбию подыгрывают такие «наградные выставки» — родительскому или детскому? Если родители смогут честно ответить на этот вопрос, то тогда они поймут, нужны ли такие полки их ребенку. Опять же, некоторые дети нуждаются в постоянной поддержке своей самооценки, а для других такое подчеркивание может быть болезненным («А вдруг я не выиграю в следующем конкурсе? Тогда меня перестанут любить?»). Важно, чтобы грамоты и награды не возводились в ранг необходимых и важных — ребенок должен чувствовать, что им гордятся даже без этих наград и побед.

— Что обязательно надо учесть и сделать, если у ребенка нет отдельной комнаты, а делать уроки приходится в общем пространстве? 

— Если у ребенка нет своей комнаты, то важно, чтобы в общей комнате у него был свой стол — с его вещами, тетрадями, полками. Если и это невозможно, то важно организовать мобильную систему хранения, где будут лежать его вещи, чтобы в любой нужный момент кусочек общего стола мог бы превратиться в его рабочее место.

— О чем надо помнить родителям, когда они переделывают детскую?   

— Главное — слушать своего ребенка, чувствовать, что ему надо, и помнить, что начало школы — это не только радость, но и огромный стресс для первоклассника, поэтому сейчас ему очень нужна поддержка родителей, стабильность и возможность хотя бы дома побыть все еще маленьким.

Если вам нужно вдохновение, то у нас есть готовые идеи

Фотографии: babypalace.ru, homeozoic.com, liveinternet.ru

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.