1

Краткая история мебели

Как домашняя мебель перестала быть привилегией высших сословий, кто создавал принципы, на которые сегодня опираются производители мебели, и как в конструкции современных столов и стульев увидеть наследство великих мастеров и школ XX века — об этом нам рассказал представитель студии авторской мебели TorySun Руслан Пушкарев.

Зачатки современной индустрии начали формироваться еще в XIV веке, в эпоху Возрождения. Тогда феодалы утратили былую власть и все большее влияние приобретал новый растущий класс – буржуазия. Богатые горожане и политические деятели стали основными потребителями мебельной отрасли.

Изменилось и производство. Успехи науки и техники, великие географические открытия изменили представления человека о мире, в сферу мирового производства включились новые источники сырья и новые рынки - это создало предпосылки для развития и появления все большего количества мануфактур.

Несколько следующих столетий происходила смена стилей, а используемые станки дорабатывались и совершенствовались (кстати, токарный станок, практически такой, каким мы его сегодня знаем, был изобретен в 1717 году Андреем Константиновичем Нартовым – личный токарем Петра I), но, несмотря на возросший уровень технологии, до промышленной революции было еще далеко. Мебель все так же изготавливалась штучно и была ориентирована на состоятельных заказчиков. Массовое производство товаров начало налаживать только в середине XIX века, с приходом капитализма. Впрочем, новые материалы и технологии, машинное производство использовалось лишь для подражания классическим стилям.

Одним из самых значимых изобретений на фоне историзма и эклектики стало производство гнутой мебели Михаэлем Тонетом (Michael Thonet) – именно он первым освоил массовое производство недорогой мебели. Мис Ван дер Роэ уже гораздо позже произнес слова, которые, в том числе, объясняют успех Тонета: «Формы ради формы не существует; форма не цель работы, а исключительно лишь ее результат». Результатом его работы стал один из самых коммерчески успешных и устойчивых к капризам моды дизайнов в истории мебели. Его мебель указывала путь в будущее, путь к упрощению и массовости.

XX век стал поворотным в истории дизайна – небывалые до тех пор темпы роста промышленности и нового строительства сформировали новую проблему, которую требовалось разрешить – производство товаров массового потребления. Многие дизайнеры и архитекторы предлагали свое решение, но среди них можно выделить несколько имен.

Архитектор Лайош Козма (Lajos Kozma) совместно с фабрикой Хесслер был одним из пионеров промышленного дизайна мебели для сидения. Он работал в Венгрии, которая была на тот момент ведущим центром мебельного производства; задачи архитектора были обусловлены потребностями растущего будапештского среднего класса. Целью Козма было создать высокофункциональный дизайн для жилищ и офисов, начиная с архитектуры, и заканчивая предметами интерьера.

Марсель Брёйер (Marcel Breuer), также выходец из Венгрии, в 1926 году представил стул В3 сконструированный из полых металлических труб. Брёйер был ярким представитель Баухауза – школы, которая учила студентов формообразованию в увязке с технологией промышленного производства, использованием последних технических достижений и новых материалов. Это дало хорошие результаты – при кажущейся сложности стул Брёйера был собран из нескольких простых гнутых элементов. Другие его работы – стул В35 и стул Short Chair mod. 1091 – были изготовлены из цельного куска металла: один из рассеченного и гнутого алюминиевого проката, а другой из гнутой стальной трубы.

Алвар Аалто самостоятельно экспериментировал с гнутьем древесины и создал мебель, ставшую образцом финского дизайна. Новизна его мебели заключалась в использовании набора типовых деталей, из которых можно было создавать бесчисленного количество новых гармонирующих друг с другом предметов. В стульях отсутствовала царга (связующим элементом теперь выступало само сиденье), а несущие элементы спинки крепились прямо к ногам стула – это очень сильно упростило производство. Исчезли трудоемкие шиповые соединения, стул собирался при помощи обычных шурупов и отвертки, а в разобранной состоянии умещался в небольшую коробочку.

Конструкция, разработанная Алваром Аалто, технологичность и направленность на массовое производство, которую исповедовал Баухауз — дизайнеры начала XX века создали вечные принципы, которые мы взяли за основу для мебели TorySun. Дизайн коллекции создавался не «на коленке» — он рождался в ходе долгой работы, чтобы быть соразмерными и удобными для любого человека. В итоге нам удалось создать функциональную линейку продуктов для дома и общественных интерьеров. При производстве конечного изделия мы комбинируем форму и её декор, так как владеем классическими технологиями отделки. Мебель получается универсальной и встраиваемой и в минималистичные, и в неоклассические интерьеры.

Фото: rivaline.com, studyblue.com, 1stdibs.com, Руслан Пушкарев (torysun.com)

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.