Наш автор побывала в фантастической мастерской, где можно найти самую невероятную мебель в России – стеллажи и винные шкафы из 15-летних лодок и мебель из частей корабля.
Бренд "Like Lodka" открылся давно, более 3 лет назад. У него очень интересная и романтичная история, связанная с путешествиями. Когда-то его основатели, художники Катя и Ян, жили в Москве и работали в своей небольшой мастерской в съемной квартире. Оба работали в крупных корпорациях; кроме того, Ян занимался изготовлением свечей, светильников и ширм, а Катя была художницей. Потом они продали все свои вещи, машину, покинули съёмную квартиру – и отправились в долгое путешествие. А там, в далекой и красочной Юго-Восточной Азии, молодые художники нашли своё дело. Меня особенно очаровал один момент в этой истории: единственное, что они оставили в Москве – это ширму, сделанную Яном, которая дождалась их после целого года отсутствия.
Индонезия – крупнейшее островное государство в мире (более 17.000 островов!), поэтому почти каждый её житель знает, что такое рыбалка. Лодка для индонезийца – это один из основных и даже жизненно необходимых видов транспорта. Создание рыбацкой лодки – полностью ручной процесс. Они изготавливаются из цельного куска дерева по древнейшей технике “дагаут” (“dugout”), что в переводе означает: “лодка, выдолбленная из ствола дерева”. Когда судно отжило свой век, рыбаки имеют возможность сдать его на мебельную фабрику и получить вознаграждение. Местные жители быстро поняли, что европейцам очень нравятся антикварные вещи с историей, поэтому стали заниматься сбором необходимого материала, чтобы непригодные для транспортровки судна могли стать произведением искусства. Вот такое необычное производство обнаружили Катя с Яном во время странствований по Индонезии. Основным местом сбора старых лодок является остров Ява. Они приходят туда с островов Бали, Ломбок, Сулавеси, а части корабля – в основном с острова Калимантан.
Часто покупатели интересуются, из какой древесины сделаны лодки. Но поскольку у всех них довольно солидный возраст и покрыты они несколькими слоями красок, узнать это очень непросто. В основном, светлые тона – это тик, красные оттенки – махагон, а золотисто-коричневые – местная порода дерева «суар» (так называемый “iron wood”). По форме лодки, ее окрасу и цвету древесины можно догадаться, с какого именно острова она была доставлена, что особенно важно для ценителей таких уникальных артефактов. Информацию о лодочках и их маленькую историю, если она известна, можно найти на сайте.
Мебель не подкрашивается в Москве – все лодки и корабли расписаны самими владельцами бескомпромиссно яркими красками. Средний срок службы таких кораблей и лодок – 15-20 лет. Хозяин с любовью обновляет дизайн своего судна каждые 2-3 года, постепенно подкрашивая его износившиеся части.
Когда жизнь лодки подходит к концу, ее цветовое наполнение – настоящий объект абстрактной живописи. Только посмотрите на эти цвета и текстуры!
Сначала Катя и Ян подумывали, не стоит ли облагородить и отреставрировать материал, но появилась опасность, что тогда он потеряет свою уникальность и шарм старины. Поэтому обработка у лодок минимальная, она позволяет сохранить их оригинальный цвет и узорную красоту трещин: поверхность лодки обшкуривают, чтобы исключить возможность получить занозу и сделать материал более приятным на ощупь, и наносят специальный матовый состав для закрепления цвета.
Я спросила, как цветовые решения на боках лодочек получаются настолько красивыми и гармоничными. Катя объяснила, что у жителей этой страны есть какой-то свой особый художественный вкус: "Образ жизни, дома, природа и религия – во всём есть своя красота". По словам Кати, в любом из портов Явы, Ломбока, Бали и других островов у них с Яном возникало ощущение, будто они находятся в какой-то картинной галерее.
Конечно, не весь материал, который привозят с дальних островов, эстетически привлекателен. Команда "LikeLodkи" очень тщательно его отбирает. Я почувствовала, что ребят завораживает цвет и сочетания оттенков. В течении трех месяцев Катя и Ян выбирали нужный материал, буквально роясь во дворе фабрики в поисках идеальных кусочков – по цветам детали и доски не сортируют, поэтому приходится как следует повозиться. Обычно склады представляют собой огромное пространство под открытым небом, все заваленное досками.
Я поняла, что Ян с Катей очень тщательно контролируют процесс отбора, стараются максимально в нём участвовать и подробно объяснять, какого цвета или размера лодка им нужна. Например, сначала вот этот красивейший комод собрали из слишком темных частей. Тогда Кате с Яном пришлось отправиться в хранилище фабрики в поисках самых цветных и красочных кусков дерева.
Теперь, когда я смотрела на этот комод в магазине "Depst", в голове вспышками возникали яркие полотна Джексона Поллока.
Сейчас у молодой "LikeLodkи" первый привоз. Для него Катя с Яном заказывали 20-футовый контейнер с 70 лодками и комодами. Лодочки загружали прямо при них – молодые художники очень внимательно отнеслись к упаковке, потребовав несколько слоёв картона для обворачивания мебели, чтобы она благополучно доехала до Москвы.
И хотя габариты контейнера были заранее тщательно просчитаны, уже при погрузке лодок вдруг обнаружилось, что место ещё осталось! Тогда в оперативном режиме пришлось утрамбовывать его другими предметами интерьера: иначе лодки могли повредиться при перевозке.
Табурет был схвачен в процессе производства, поэтому доводили его до идеального состояния уже в мастерской в Москве. Вот Ян шкурит шершавую поверхность дерева и на ощупь сразу чувствуется, как она становится приятнее.
Все лодочки живут и умещаются в мастерской размером 16 квадратных метров, где Катя и Ян самостоятельно сделали второй этаж для лодок.
В тот день, когда родные лодочки приближались к Москве, пара ночевала в своей мастерской в двухместном гамаке, потому что в дневное время грузовые машины не могут заезжать в центр. В 5 утра долгожданный груз прибыл и где-то к 7 утра все лодочки заняли свои места.
Катя и Ян называют свою мастерскую "Домом Лодочек". И здесь действительно особенная, домашняя атмосфера. Даже немножко таинственная. Вот они стоят – деревянные сокровища – недвижно и тихо, запакованные, стройные, в вечерних солнечных лучах играет пыль, пахнет краской и деревом. И так хотелось посмотреть, что за фактуры и цвета прячутся под однотонным серо-желтым картоном.
"LikeLodka" гордятся тем, что предлагают нетривиальный для нашей страны дизайн и любят планету: мебель выполнена по принципу “recycle”, что означает – ни одного срубленного дерева. Бренд разделяет философию экодизайна, более чем актуальную сейчас во всем мире. Лодкам и кораблям дается вторая жизнь – только уже на суше.
Катя вдохновенно рассказывала мне, что на каждом этапе –в выборе лодки, в её покупке – уже присутствует элемент творчества, потому что эти необычные предметы требуют эмоционального вовлечения в процесс.
Ян и Катя на втором этаже своей студии
Поначалу Катя с Яном думали, что их целевой аудиторией будут кафе и рестораны или дизайнеры. Но основными и самыми отзывчивыми покупателями оказались простые люди, которые хотели бы иметь эту уникальную вещь у себя дома. Потому что другой такой больше не будет.
Лодка в интерьере
"LikeLodkа" – прогрессивный бренд, открытый любым предложениям. Если у вас есть есть идеи насчет мебели из корабельных досок, можно смело написать дружелюбной команде "LikeLodkи"; например, самым необычным пожеланием от покупателей как-то было сделать лодку в виде кровати.
У "LikeLodkи" есть даже своя лодка-модель. Она настоящая красотка. Её используют для выставочных и рекламных целей. Например, на фестивале "Усадьба Джаз" она выступала в роли своеобразной фотобудки: в ней фотографировались и загадывали желания.
Лодка большая, особенно по сравнению с другими. Меня повеселила история о том, как ребятам пришлось объяснять на фабрике, что им нужна лодка, в которую поместится человек (и может даже не один), а хозяин фабрики всё недоумевал, какого же размера у нас люди и что это за активность там будет происходить; ведь индонезийцы известны своей миниатюрностью и компактностью. В следующий раз эту лодку можно будет увидеть на выставке “Море-Аморе”, которую журнал "Seasons" устраивает 26-го июля в саду Эрмитаж,. Там она будет самой важной лодкой в мире – лодкой признаний в любви. Так что, если вы давно хотите сказать кому-то о своих чувствах, – самое время сделать это под деревянными сводами 15-летней индонезийской лодки, в которой точно хватит места на двоих – проверено.
Пожалуй, именно метаморфозы, которые происходят с деревом, больше всего привлекают меня в такой мебели: сначала это было глухое бревно или упавший ствол дерева; затем – лодка, с помощью которой индонезийская семья могла себя прокормить; и только потом – предмет интерьера, который пересекает огромные расстояния, прежде чем попасть, например, в московскую квартиру и напоминать вам о море. Катя рассказала мне историю, которую им как-то поведал начальник одной из фабрик: когда-то один из жителей совсем один провел в открытом море почти месяц и спасся только благодаря лодке. Я думаю, обладатель стеллажа, сделанного из такого предмета, непременно притянет в свою жизнь нехилую порцию удачи!
Я поняла, что лодка для меня – это один из символов путешествия и приключений. Сердце стремится к путешествиям, особенно, если живешь в большом шумном городе и у тебя напряженный рабочий график. Я закрывала глаза и водила ладонью по неровной поверхности лодочек, представляя, какой большой путь они проделали до Москвы. На них так же остаются трещинки и множество слоёв красок, как на лице человека со временем появляются морщинки от частых улыбок, гнева или грусти. Теплое дерево хранит истории, что даже делает эти предметы интерьера отчасти одушевленными. Если вы решитесь на то, чтобы иметь такую вещь дома – пусть она принесёт в ваш дом удачу и нотку авантюризма.
Фотографии: "LikeLodka"
Где можно купить и посмотреть мебель "LikeLodka":
магазин "Depst"
шоу-рум "Fine Objects"
мастерские, самое любимое, история, идем в гости
Комментарии