Красивые, удивительные вещи можно найти не только в дорогих шоурумах модных дизайнерских марок или на европейских блошиных рынках. Иногда нужно широко распахнуть глаза, и тогда красота обнаружится там, где и не думал ее искать.
Недавно «Квартблогу» посчастливилось побывать на небольшой выставке «Особая керамика», походившей на территории проекта «180 м2». Расставленные в зале вазы с росписью, развешанные панно и плакаты, маленькая ярмарка, на которой можно было купить посуду с деколями или декоративные глиняные домики... Это все было бы обычной выставкой современных художников, если бы не одно обстоятельство: авторы всех работ – аутисты.
Бродячая мастерская
Мастерская «Особая керамика» выросла из Центра лечебной педагогики, основанного более 25 лет назад. «Когда мы начали там заниматься с особыми ребятами, им было лет по восемь, но к пятнадцати годам стало понятно, что нужно искать отдельное место для мастерской, и часть педагогов пошла с ними. Получилась «мастерская на колесах» — рассказывают художественный руководитель мастерской Тамара Лаврентьева и педагог Юлия Липес.
К счастью, место для них вскоре нашлось: в Технологическом колледже №21 был сформирован «Центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации», попросту – кластер «Особых мастерских», которые первыми стали давать образование молодежи с нарушениями умственного и психического развития. Но быть учеником колледжа бесконечно тоже оказалось невозможно. «Мы закончили колледж и остались без ничего: работы нет, наших никуда не берут. И мы решили делать свою мастерскую», – делится Юлия. К счастью, с администрацией колледжа удалось договориться, и мастерской было позволено было временно остаться на его территории, где она сейчас и находится. Занимается в ней около 10 человек, в том числе и те, кто прошел с учителями весь путь: Николай Филиппов, Алена Трубихина. Ну а наставников трое: художник, два педагога и психолог.
Бесхитростное искусство
В какой-то момент педагогам стало очевидно: занятия керамикой не просто и не только приносят терапевтический эффект, это настоящее искусство. И хотя творчество аутистов бесхитростно, наивно и очень конкретно, этим оно и притягивает.
Пробуя новые пути и методики, педагоги сначала придумали создавать рисунки и керамику на основе литературных текстов, а затем решили перевести работу в плоскость современного концептуального искусства, соединив рисунки и тексты в одном изображении. Лучше всего – да просто идеально! – это получилось со стихами Германа Лукомникова. Образные, простые, лаконичные стихи, обычно состоящие из нескольких слов, словно пришли из того же странноватого, «особенного» мира.
Расписные вазы
Среди аутистов встречаются с люди, которые будто рождаются сразу с большим талантом, как, например, Николай Филиппов. Но от «обычных» художников их отличает зацикленность на определенной теме. В случае с Колей это были коты, слоны и совы, в других случаях – поезда, лифты, дома... Для того, чтобы расширить кругозор подопечных, а также иметь возможность разговаривать с ними о человеческих отношениях, в которых они ориентируются очень плохо, и было придумано начать расписывать вазы по мотивам стихотворений, песен и рассказов.
«Почему мы вообще выбираем литературные тексты? Во-первых, среди них удается найти мысль, выраженную в яркой, образной форме. Во-вторых, иногда нас очень интересует личность автора, тогда мы обсуждаем, как он жил, что с ним было, и такое погружение в мир автора бывает очень интересным».
Вазы на выставке – по Мандельштаму, Бродскому, Ахметьеву, Шота Руставели…
«Мы взяли кусочек из "Витязя в тигровой шкуре" и решили сделать вазу по фразе "что ты спрятал – то пропало, что ты отдал – то твое", – приводят пример педагоги. – И у разных людей возникли совершенно разные ассоциации! Например, есть Аленина ваза, на ней собака закапывает кость, а молодой человек отдает свое сердце девушке. А вот Колин вариант – это жадный царь, сидящий на сундуке, и молодой человек, который дарит девушке прекрасную шкатулку».
На первом этапе работы над такими росписями участники мастерской читают или слушают произведение и обсуждают его сюжет: дело в том, что аутисты легко запоминают персонажей и факты, но им бывает сложно извлечь из текста связь событий. Впрочем, бывает и так, что они минуют этот этап и сразу совершают прорыв на образный уровень или, следуя за собственными неожиданными ассоциациями, создают новую историю. Так Андрей Пашков придумал сюжет о том, как Моцарт по воздуху, подобно персонажам Шагала, прилетает в город Полярные зори. Неожиданно? Да. В итоге получилась ваза вот с таким прекрасным рисунком.
Следующий этап – создание эскизов. Педагоги приводят в качестве примера работу над вазами по мотивам романса на стихи Пьера Беранже «Нищая», о бывшей певице, потерявшей зрение и голос. Эти занятия стали не только поводом научиться рисовать виды дореволюционной Москвы и красивые костюмы, но и поговорить о сложной и волнующей многих учеников теме – отношении к нищим и бездомным.
После того, как эскизы созданы (на это уходит около пяти занятий), наступает третий этап – нанесение росписи на заранее отлитую вазу. Рисунок переносится карандашом, иногда процарапывается, обводится подглазурной краской, и изделие отправляется на обжиг.
Так художественное творчество сливается с педагогикой, краски и глина помогают особым людям вписаться в «обычное» общество, а разговор о человеческих отношениях рождает произведение искусства,
Где купить?
Работы учеников мастерской продаются на благотворительных ярмарках и в маленьких магазинчиках. «Мы стараемся продавать работы и хотели бы, чтобы наши художники зарабатывали на этом деньги, но пока слабо получается, потому что каждая работа делается очень долго, – признается Юлия. – Если бы мы продавали вазы по 60 тысяч, то, наверное, хорошо зарабатывали, но сейчас мы продаем их за 1–2 тысячи: мы же хотим, чтобы и люди могли их купить!» Еще одна сложность – все приходится делать самим, специального человека, который занимался бы продажей вещей, у мастерской нет.
Проще всего купить понравившуюся вещь, написав непосредственно в мастерскую, например, через группу «Особая керамика» в Facebook. Помимо авторских ваз приобрести можно кружки и блюдца с графическими рисунками, нанесенными методом деколи. Их тоже делают ученики мастерской, но цена такой посуды еще более демократичная, чем у уникальных авторских ваз: от 50 рублей за крошечное блюдечко до 350 за кофейную пару. Такую тиражную посуду можно купить в антикафе «Циферблат» на Покровке.
Фотографии: «Особая керамика»
Комментарии