В середине декабря увидел свет альманах «Коллекция» – издание, представляющее лучшее из того, что было создано за последние пять лет российскими предметными дизайнерами. Мы поговорили с продюсером проекта (и сооснователем собственной семейной студии iM) Иваном Ходыревым о том, что представляет собой сегодня и куда движется российский дизайн, почему большинство студий работает в стиле лофт или «скандинавия» и насколько оригинальные и качественные вещи у них получаются.
— Как родилась идея альманаха, посвященного российскому дизайну, с кем вы делаете этот проект?
— «Коллекция» — наша совместная история со Светланой Липкиной, редактором портала Low-Tech Design. Я выполняю функцию продюсера, а Света выступает как главный редактор, критик и технический директор. Также в проекте принимает участие дизайнер-декоратор Елена Кульжик. Именно она просмотрела тысячи фотографий и скомпоновала коллажи, которые легли в основу предметной части альманаха.
И я, и Света около двух лет независимо друг от друга шли к этому проекту. Это наша попытка сформировать рынок отечественного дизайна как минимум и создать почву для формирования современного национального стиля как максимум.
Объекты: OdinGeniy
При работе над альманахом у нас было несколько критериев отбора:
- Эстетика. Мы брали только то, что действительно считаем интересным продуктом, заслуживающим внимания.
- Доступность. Мы выбирали только те предметы, которые реально производятся и продаются. Для нас не важно, в каком количестве эти предметы создаются и насколько они серийные. Важно, чтобы любой читатель мог купить понравившийся ему предмет или заказать его аналог и получить его в разумные сроки.
- Оригинальность. Мы отслеживаем оригинальность предметов и исключаем плагиат. Это оказалось крайне непростой задачей, однако мы стараемся максимально очистить контент от прямых заимствований.
- Наличие фото. Мы использовали только реальные фото, 3D не брали. В альманахе есть два или три исключения, но мы сделали их только потому, что модели были сделаны очень качественно и мы точно знаем, что эти предметы существуют не только на картинке – сами их видели и трогали.
— На каком этапе развития находится, на ваш взгляд, российский предметный дизайн?
— На самом начальном. В России существует разрыв между советским наследием и современностью. Вся многолетняя история советского дизайна была утрачена, никакой преемственности нет. Предметным дизайном занимаются совершенно новые люди. За основу для экспериментов берутся западные образцы и собственные идеи. Сложившейся бизнес-культуры, нормативной базы, правил и моделей в этой области также нет, все создается с нуля. Это прекрасное время — очень творческое, экспериментальное, созидательное.
Предметным дизайном в России занимаются энтузиасты, которым нравится то, что они делают. Но делают они это пока в основном наобум. Пока еще это не индустрия, а увлечение. Это не значит, что продукт, который мы делаем, некачественный – как раз наоборот. Мы делаем это для себя и вкладываем в это частицу самих себя.
Объекты: PlayPly
— За короткое время появилось множество студий и маленьких производств, делающих классные вещи для дома. Сейчас это просто модно или есть реальная потребность и свободная ниша?
— Причины такой популярности дизайна нужно искать и в культуре, и в экономике. Если вспомнить 1990-е годы, то тогда в культуре доминировал звук. У каждого было по несколько знакомых музыкантов и едва ли были знакомые дизайнеры, художники или ремесленники. Сейчас ровно наоборот. Кроме того, в 1990-е годы мало у кого были деньги. А те, у кого они были, ориентировались на стандартные люксовые шаблоны или формат «евроремонта». Сейчас визуальная сторона несопоставимо более важна, и у людей появились на нее деньги. Я бы не назвал такую ориентацию модой – это что-то более продолжительное.
Объекты: SOHA, LikeLodka
— Что будет происходить дальше?
— Вектор снова поменяется, но не думаю, что это произойдет скоро. За это время мы должны создать индустрию и рынок. Если мы успеем и в стране не случится социальных или экономических катаклизмов, то мы можем быть спокойны за будущее российского предметного дизайна. Если не успеем, то все существующие успехи будут потеряны и придется ждать следующей благоприятной ситуации, возможно, годы или десятилетия.
Объекты: Ivanka Home, iM
— В мировом контексте российский предметный дизайн — это самобытное явление?
— И да, и нет. Есть отдельные представители, которые сразу взяли курс на поиск своего собственного уникального стиля, но их не так много. Это не значит, что у нас здесь сплошной плагиат. Это значит, что мы пока еще осматриваемся, щупаем, пробуем то, что есть. Это необходимый и очень важный период. Самобытность проявляется в том, как предметный дизайн находит свой путь на рынке.
Дизайнеры не смогли договориться с фабриками и стали создавать свои производства. Инвестиций никто не привлекал, а наиболее бюджетное оборудование – деревообрабатывающее. При наличии ЧПУ станка, фрезера, торцовочной пилы, шлифмашинки и шуруповерта можно делать любую мебель. Сварочный аппарат и оборудование для покраски дополняют комплект. Такая материальная база приводит к тому, что большая часть предметов делается из дерева и металла. Этот фактор в сочетании с европейской модой последних лет приводит к вариациям на тему лофта и скандинавского стиля.
Но уже сейчас все больше и больше дизайнеров начинают нащупывать свой собственный путь. Причем материалы похожие, а пути разные. Уже сейчас отдельные российские дизайнеры становятся известны и признаны на Западе. Если все будет развиваться правильно, то те ограничения, которые у нас есть, как раз и позволят российскому дизайну стать уникальным явлением, достойным мирового признания.
Объект: Vosq
— Стильный дизайн — это лишь половина дела. Не меньше, чем красота, потребителей волнует качество.
— Сейчас за качество можно не беспокоиться: оно на хорошем уровне. К сожалению, пока не хватает шоу-румов, в которых можно вживую посмотреть российские предметы, но когда их станет больше, покупатели смогут убедиться в этом, просто потрогав предметы, посидев на них, покрутив их в руках.
Иногда встречаются небольшие недочеты и недоработки, но частота их появления не выше, чем у европейских, а тем более китайских предметов в том же ценовом сегменте.
Несколько лет назад, когда все только начиналось, с качеством было больше проблем, но последние 3—5 лет не прошли даром. Мы уже научились.
Объекты: Лука Никетто для «Дымов керамика», Arthunter
— Есть ли интересные студии в регионах или дизайн развивается только в столице?
— Да, в регионах есть много очень интересных дизайн-производств, хотя в Москве их пока больше. Среди 48 участников альманаха — две студии из Санкт-Петербурга и шесть студий из регионов: Екатеринбург, Казань, Красноярск, Ижевск, Томск, Белгород. Всего сейчас в России порядка 250 действующих дизайн-производств. Я думаю, что доля регионов будет расти, если, опять же, не будет катаклизмов.
Объекты: PLY
— Вещи в альманахе очень яркие и притягивающие внимание. Но не все готовы создавать в своем доме настолько экспрессивный интерьер. Делают ли российские мебельные дизайнеры «нейтральные» вещи, которые можно положить в основу интерьера?
— У российских дизайнеров есть и более нейтральные вещи, вполне подходящие для того, чтобы служить базой. Однако, в альманахе мы не делали на них акцент – нам хотелось показать наиболее яркие и интересные объекты. С чем пока есть серьезные сложности, так это с мягкой мебелью, кухнями и встроенной мебелью. Это более емкие с точки зрения затрат направления и рынок этих категорий уже сложившийся, войти на него достаточно сложно. Но при существующем положении дел это вопрос двух-трех лет.
Альманах «Кoллекция» — сборник предметов российского производства: мебели, света, декора, аксессуаров и готовых интерьерных решений. Предметы скомпонованы в коллажи, каждый из которых показывает тематическое пространство: прихожую, гостиную, кабинет, спальню, детскую. Визуальная часть дополнена статьями, обзорами и интервью с экспертами рынка. Бесплатно скачать электронную версию альманаха или заказать печатный экземпляр можно на сайте «Коллекции».
Объекты: Poetry Geometry, Fineobjects
Дизайн интерьера, российский дизайн, мастерские
Комментарии