«Квартблог» в поисках красивой и функциональной столовой посуды: теперь мы знаем, где купить посуду, которой удобно и приятно сервировать стол для любого случая. <!--more-->
Мне всегда казалось, что лучше всего украшают дом не картины, статуэтки и прочий бесполезный декор, а всякая функциональная домашняя утварь, которой мы пользуемся каждый день. Именно поэтому я страстно люблю посуду: ничто мне не кажется более удачным дополнением интерьера, чем яркая тарелка с живописной едой – или даже без нее. Однако должна признаться, что до недавнего времени я удовлетворяла свою страсть к прекрасному во всем известных сетевых магазинах вроде «Cook House». К счастью, в «Квартблоге» решили подробно изучить тему посуды, так что теперь я могу рассказать вам, где в Москве можно найти красивые, оригинальные и недорогие изделия из керамики, фарфора и стекла.
Polkadot – это маленький магазин европейской посуды и товаров для дома. Девушки-основательницы сами разыскивают по окраинам Европы интересных производителей – хэндмейдеров и небольшие мануфактуры, – чтобы потом показать их российской публике. Благодаря им мы можем посмотреть, например, на лаконичную датскую керамику и стеклянные банки для бакалеи.
Купить продукцию Polkadot можно в нескольких местах (в том числе в Интернете), но лучше всего ее рассматривать и вертеть в руках в шоу-руме в Брюсовом переулке. Под очень скромной вывеской во дворе Дома композиторов скрываются две подвальные комнатки, уставленные горками посуды. Визитная карточка магазина – чашки и пиалки из Бельгии и Прибалтики, украшенные легкими оригинальными узорами.
Девушки, работающие в магазине, рассказывают, что за каждой линейкой посуды скрывается целая история. «К концу каждой ярмарки я теряю голос, потому что все время рассказываю про нашу посуду», – признается менеджер Лена Лемур. Вот, например, чашка мастерицы из Латвии: она раскатывает глиняные «колбаски», которые потом сворачиваются в чашки. Полоска внутри чашки – не трещина, а край этой самой «колбаски».
А вот работы греческого мастера по имени Постос – его крохотную лавочку девушки обнаружили на острове Родос.
Цены в магазине вполне терпимые: расписные тарелки и пиалки стоят по 700-900 рублей. Некоторые предметы изначально продавались в виде сервиза, но в Polkadot все они продаются по отдельности. Каждый желающий может собрать свой собственный сервиз: или подобрать комплект с одинаковыми принтами, или найти несколько гармонирующих узоров. Подруга Лены Лемур как-то составила сервиз на восемь персон с восемью разными принтами. Мне, как видите, удалось найти только шесть.
Есть в Polkadot вещи и подороже: тончайшая «мраморная» пиалка стоит 1100 рублей, а очень своеобразные эстонские кружки – больше двух тысяч рублей.
Мне очень нравится, что Polkadot торгует не только красивыми тарелочками и чашечками, но и оригинальными емкостями для бакалеи – в этой области так редко удается найти что-то интересное!
Когда я совсем было собралась уходить, мы с Леной внезапно разговорились о перспективах керамики в России. Оказалось, что привозить оригинальную посуду из Европы даже несколько проще, чем производить ее здесь: в Москве так высока арендная плата, что окупать ее могут только очень большие объемы товаров, непосильные для мастеров-хэндмейдеров. Пока что только колбасный король Дымов может позволить себе «посудный» проект; впрочем, его мастерам еще надо многому научиться: пока что дымовская роспись слишком традиционная, перегруженная деталями и яркими красками. Лена рассказывает, что и сама мечтает когда-нибудь запустить производство простой посуды для повседневного использования – и я искренне надеюсь, что ей скоро удастся реализовать свою мечту.
«Птица-синица» – магазин-история, магазин-музей, где я за полтора часа узнала о посуде больше, чем за всю предыдущую жизнь. Точнее, строго говоря, «Птица-синица» – не магазин, а лишь часть магазина «ПОДАРКИ вМесте с Воровским», расположенного у слияния Кузнецкого моста с Лубянкой, на маленькой площади с памятником революционеру Воровскому.
Ариадна Хасина, одна из основательниц «Птицы-синицы», провела для меня настоящую экскурсию по пестрым прилавкам. На западе Польши, недалеко от границы с Чехией и Германией, расположен город Болеславец – один из крупнейших керамических центров Европы. Болеславским гончарам крупно повезло: город стоит на залежах белой глины, по свойствам очень похожей на фарфор. В XIX веке город принадлежал Германии, и немцы наладили там производство качественной, основательной и долговечной посуды. С тех пор гончарная технология оставалась неизменной – только печи для обжига стали мощнее и надежнее. А вот принты, украшающие тарелки, чашки и чайнички болеславских мануфактур, меняются постоянно: посуда расписывается вручную, и часто на обратной стороне донышка можно увидеть подпись художника.
Болеславская белая глина настолько прочна, а технология ее переработки настолько надежна, что получившуюся посуду можно ставить и в духовку, и в моющую машину; кроме того, она очень редко бьется. Случаи, когда в «Птицу-синицу» приезжала сколотая посуда, можно пересчитать по пальцам.
Меня привлекли серии посуды с нежно-зеленым орнаментом. Ариадна рассказала мне, что в керамике зеленый – полная противоположность синему: синие узоры проще всего ложатся на белую керамику и всегда выглядят привлекательно (вспомним Гжель). Зеленый, напротив, самый сложный цвет: по словам Ариадны, он «гуляет при обжиге», так что художнику очень трудно предугадать, как будет выглядеть расписанная посудина, когда выйдет их печи. Именно поэтому в болеславских росписях так много зеленого: искусных польских мастеров трудности только привлекают. Взгляните, например, как тонко и своеобразно расписаны эти кувшинчики для оливкового масла.
Это, кстати, еще одна привлекательная черта болеславской керамики: в коллекциях посуды не найти декоративных безделушек, у каждого предмета есть определенное предназначение. Например, эта крохотная птичка – не просто птичка; ее полагается воткнуть в центр пирога перед тем, как отправить его в духовку – это помогает тесту «дышать», что, в свою очередь, благотворно сказывается на его текстуре.
Недалеко от кулинарной птички угнездились пестрые керамические ручки для шкафчиков и дверей. «Квартблог» недавно рассказывал, где можно найти красивую фурнитуру – но кто бы мог подумать, что на нее можно наткнуться в магазине посуды!
Болеславец не производит бесполезных украшений для кухни, но зато предлагает украшения для людей. Например, керамические кольца.
Сама Ариадна тоже делает керамические украшения – яркие, разноцветные ожерелья с крупными бусинами. Их можно купить не только в «Птице-синице», но и онлайн в ее магазине «Нить Ариадны».
Цены на керамику в «Птице-синице» зависят от престижности мануфактуры, процесса обработки и сложности росписи. Там можно купить и простенькую тарелочку за 500 рублей, и роскошное блюдо мануфактуры «Стрекоза» за 4200 рублей. Ариадна рассказывает, что их магазин делает самую минимальную наценку, чтобы узорная польская посуда была доступна большинству москвичей.
Кстати, с мануфактурой «Стрекоза» связана удивительная история. Иоанн Павел II, предпредыдущий папа римский, был большим поклонником родной польской керамики, поэтому «Стрекоза» поставляла свою продукцию в Ватикан. Прошли годы, Апостольский дворец увидел уже двух новых понтификов, но в его залах по-прежнему стоят керамические сервизы со стрекозой на стенках.
Теперь, когда я узнала, как много красивой посуды прячется в маленьких московских лавочках, мне захотелось разбить все свои чашки и тарелки и собрать несколько новых сервизов. «Квартблог» желает читателям того же – не в смысле бить свои тарелки, а сервировать свой стол посудой, которая будет радовать глаз каждый день.
Адреса магазинов
Шоу-рум магазина Polkadot: Проспект Мира, 211, ТРЦ «Золотой Вавилон», 2 этаж (рядом со Стокманн)
ПОДАРКИ вМесте с Воровским: улица Кузнецкий Мост, 25/1
посуда, обзор
Комментарии