Как следует украшать современный дом? Разбросать подушки, расставить свечки и цветы? Безусловно, это быстрый и простой способ создать уют, но он уже немного поднадоел: часто хочется выбрать в качестве декора что-нибудь менее очевидное. Повесить на стены картины? Кажется, манера использовать произведения искусства в интерьере навсегда осталась в прошлом веке. А может, оставить минималистичный дизайн без намека на нефункциональные вещи? Это, конечно, выход из положения, но, увы, не многие способны на такой подвиг аскетизма во имя современных трендов. К счастью, в реальности тренды и не требуют такого подвига, как ясно демонстрирует открывшаяся недавно в Музее декоративно-прикладного искусства выставка «Большое и красивое».
Эта выставка – часть большого проекта «Чувство дома», посвященного современному российскому дизайну. Надо сказать, что многие из представленных там работ больше подходят для музея современного искусства, чем для обычной московской квартиры. Такова, например, статуя «Мужчина в моей голове» (Екатерина Милиевская) или скульптура «Правильное селфи» (#odingeniy by Konstantin Verin). Куратор выставки Иван Ходырев стремился показать, как зыбка грань между искусством и дизайном, собрав для этого дизайнерские предметы, не имеющие функциональной нагрузки. По словам Ивана, некоторые современные художники, занятые служением высокому искусству, не хотят вставлять свои работы рядом с продукцией дизайнеров-ремесленников. Другие, наоборот, готовы к тому, что многие зрители воспримут созданные ими объекты как просто красивую вещь и не будут искать в них философскую глубину и многозначность.
Объект «Книга напрутствий» (Василий Власов) – идеальный пример такой амбивалентности. Издалека он выглядит как красивый и актуальный интерьерный элемент, вполне в современном духе эко-дизайна. Но если вы подойдете поближе, вы увидите, что в прутьях торчат свернутые бумажки с философскими сентенциями – что-то вроде китайского печенья. (Правда, в отличие от китайских предсказаний, бумажки из прутьев могут оставаться пустыми.)
Некоторые экспонаты, напротив, так и просятся на чей-нибудь комод или стеллаж. Например, деревянные фигурки студии Archpole выглядят как детские игрушки или этакие современные статуэтки. Увидев деревянные ладони на вертикальных подставках, я с укором говорю Ивану, что им здесь нечего делать – ведь всем известно, что такие штуки используют для украшений! Иван отвечает, что студия планировала их как элемент декора; конечно, большинство экспонатов выставки можно как-то пристроить в хозяйстве: вешать на них одежду, подкладывать под горячие сковородки, подпирать дверь… Однако намерения дизайнера определяют, является ли вещь утилитарной.
Еще один вариант – украсить стену панно производства FineObjects, Константина Баранова, Елены Кульжик. Они подойдут в том случае, если вы хотите добавить скромный декоративный элемент, не привлекающий излишнего внимания. Или поставьте инсталляцию из досок вроде той, что сделали давние знакомые «Квартблога», ребята из студии LikeLodka.
iM Studio, еще одна дружественная мастерская – участник выставки, представила две работы: «Кристалл» и «Одуванчики». В последнее время студия занимается инсталляциями на свежем воздухе – похожие деревянные одуванчики стоят в Парке Горького и на Ходынском поле. В личном использовании они могут служить украшением загородного сада или прихожей большого дома. А вот деревянные снаряды от Po Le No Polepo хорошо будут смотреться и в саду, и в большой гостиной – их неожиданная форма оживит любую обстановку.
Самыми «непокорными» экспонатами выставки кажутся работы семьи Санчес. Тамара Санчес – заслуженный художник РФ, специалист по текстилю и прикладному искусству, ее сын Альберто – современный художник. Куда поставить «Суровую нить» Тамары или «Из бывшего СССР избитое» Альберто? На мой взгляд, они прекрасны в пространстве музея и вызовут непонимание за его пределами.
Но что же все-таки отличает дизайн от искусства? Почему выставку «Большое и красивое» мы называем выставкой дизайнеров, а не художников? Иван Ходырев считает, четкой грани между двумя мирами нет, и выставка как раз призвана продемонстрировать отсутствие этой грани. Но кое-какие критерии различия все-таки можно выделить.
Во-первых, дизайнер всегда планирует выпустить серию объектов, в то время как художник свои работы выполняет в единственном экземпляре. Во-вторых, важно, как человек сама себя определяет. Дизайнер представляет себе вещь в контексте, а художник – в «безвоздушном» пространстве музея. Кроме того, художники и дизайнеры по-разному смотрят на назначение своих работ. «Для красоты» вещи делает дизайнер. Художник вкладывает в свои работы социальное или интеллектуальное содержание, проводит эксперимент, узнает и рассказывает что-то новое об себе и об обществе.
Комментарии