В эти выходные «Квартблог» побывал на выставке «ПРЕДМЕТ. Современный российский дизайн». И не пожалел.
«Идите на «ПРЕДМЕТ», это у нас сейчас главное дизайнерское событие», – на прошлой неделе нам не раз доводилось слышать эту рекомендацию. Анонс, действительно, выглядел очень привлекательно: в доме-музее актрисы Марии Ермоловой на несколько дней поселились работы современных российских дизайнеров и маленьких мастерских. Одно из смысловых ядер выставки – экспозиция IZBA, петербургский проект, успевший этой весной скататься в Милан. Татьяна Кудрявцева, нынешний куратор «ПРЕДМЕТа», работала над «избяным» проектом и привезла его в Москву.
В доме Ермоловой «IZBA» расположилась в комнатах прислуги на первом этаже. В последний день выставки посетителей было не много, в одном зале никогда не собиралось больше двух-трех человек. «Из-за этой выставки народ-то все идет и идет» – говорила одна смотрительница другой; видимо, для музея Ермоловой (очень, кстати, интересного) и такая аудитория – редкость.
«Приданое», Максим Щербаков
«Светец», Катерина Копытина
Пожилые работницы музея отнеслись к новомодной выставке вполне дружелюбно: мне показали «ИЗБУ», посоветовали потрогать и повертеть в руках экспонаты и позвали на вечернюю лекцию. Без помощи смотрительницы я бы так и не поняла, что это за подвешенные забрала на фотографии ниже. (Они, кстати, вызвали возмущение у одной из посетительниц: «Зачем ты это берешь? – говорила она своей подруге. – Повесь! Я пришла не в этот, а совсем в другой музей. Это какая-то ерунда, хоть, может, и хорошо смотрится на фоне белой стены».)
В конце концов я спросила у работницы музея, что это за штуки на стене. «А, это специально не подписали, чтобы вы гадали! – с видимым удовольствием ответила она. – Ну-ка, как вы думаете, что это? Не знаете? Это борода. Тут ведь все русское: вот кокошник, вот горка подушек, вот Горыныч – а это бороды, их можно надевать и мужчинам, и женщинам». Но я все-таки не решилась примерить бороду, да и зеркала в этой низкой и темной комнатке не было.
«Горка» и «Кокошник», Fёdor Toy
«Горыныч» Александра Каныгина показался мне превосходной игрушкой для детей, доросших до конструкторов с некрупными деталями.
За полторы минуты трехглавый дракон превращается в безобидный набор из десяти деревяшек. Детям понравится.
Ну а мне больше всего понравилась другая игрушка – «Шкатулка» Алексея Галкина. Памятуя о том, что все предметы нужно трогать, я стащила с деревянного ящика мраморную ребристую (и очень тяжелую) крышку. Под ней обнаружилось несколько предметов непонятного предназначения, которые я, разумеется, тоже извлекла из ячеек.
Шестнадцать палочек, два ящичка и четыре мраморных фигуры – потом я прочитала, что они используются как модули хранения для канцелярии. Действительно, ручки и карандаши удобно вставлять в дырочки и класть между ребрами, а мраморными плитами хорошо прижимать бумаги. Но когда я разглядывала этот набор, я не столько думала о его функции, сколько восхищалась сочетанием светлого дерева и тяжелого мрамора с серыми прожилками.
Экспонат дома-музея Ермоловой
Вот еще одна штука из мрамора, «Односвечник» Ярослава Мисонжникова. Деревянная подставочка с маленькой ручкой позволяет регулировать высоту свечи по мере того, как она перегорает.
«Русалка и русал», Света Герасимова
Другая часть выставки, «Бриллианты», начиналась на втором этаже. В комнатках прислуги о старине напоминали только стены и несколько книг-экспонатов; на втором этаже меня встретили полностью обставленные комнаты богатого дворянского дома конца XIX века. В эту обстановку организаторам выставки надо было вписать современные предметы интерьера; на мой взгляд, с задачей они справились прекрасно.
«Light angle», Александр Мукомелов + Елена Мукомелова
Подставку для ноутбука спроектировал Алексей Галкин, тот самый, который сделал так впечатлившую меня мраморную шкатулку. В кабинете Шубинского, мужа Ермоловой, на зеленом сукне солидного стола темного дерева она смотрится вполне органично.
«Here», Максим Максимов
Эта инсталляция из светильников – «Light Bean» Катерины Копытиной – меня несколько ошарашила. Вроде бы самые простые лампочки и скромные растения в горшках в этой чопорной музейной комнате выглядели почти вызывающе. Особенно после осмотра уборной Ермоловой.
Современные предметы сочетались со старинными интерьерами так ловко, что не всегда их можно было заметить. В кабинете Ермоловой, обитом штофными обоями, меня ждало зеркало с вешалкой Нади Семчишиной, кофейный сет «Sucabaruca» Леры Моисеевой и Луки Никетто и светильник «Shark» от Mukomelov Studio.
«А вам вообще нравится эта мебель?», – спросила я служительниц. «Вы знаете, сначала она нас пугала, – ответили мне. – Но за неделю мы привыкли, и сейчас она мне даже нравится. Вот такую дубовую мебель я бы поставила себе на дачу».
Кресло №20, Денис Милованов
Найди современный предмет интерьера: над головой Аполлона Дамокловым мечом нависает светильник «Iosif» (Максим Низов + Мария Суркова).
«Cheburashka», Лера Моисеева + Лука Никетто
На третьем этаже стол сервирован набором посуды Тани Клименко «Русское небедное» (ужасное, на мой взгляд, название).
«Bear», Александр Каныгин
«Duga», Ярослав Мисонжников
В оранжерее расположилась экспозиция «Цех» – работы молодых российских мастерских.
Табурет «Zet» от lllooch
Зеркала «Delta» от Field & Rage
Детская мебель от PlayPly
Качалка «OBO» от lllooch
Как мне кажется, ключевая идея выставки – преемственность. Современные формы и линии, нанесенные поверх старинных холстов – роскошных дворянских интерьеров – говорят нам, что, как бы ни различались представления о прекрасном в разные эпохи, они могут гармонично дополнять друг друга. Пусть же и вас всегда окружают красивые старинные и актуальные предметы.
Библиотека Ермоловой, которую можно увидеть только через окно над лестницей
выставки, история
Комментарии