В самом центре Сокольников, в сосновом лесу, за катком притаился маленький филиал мастерской Деда Мороза – музей «Фабрика елочной игрушки». Мы решили разбавить декабрьские офисные будни и побывать там, чтобы заразиться новогодним настроением и поделиться им с вами.
«Фабрика елочной игрушки» - настоящее сказочное королевство. Здесь живут непохожие друг на друга зимние волшебники из заморских стран, есть тайные ходы, алхимическая лаборатория, мост исполнения желаний и даже своя собственная снежная туча. Но мы хотим рассказать вам не обо всех чудесах, а только о том, что интересно «Квартблогу» больше всего – о елочных игрушках.
Музей фабрика елочных игрушек в Сокольниках
Чтобы попасть в мир игрушек, нужно сначала пройти по улочкам рождественского городка. Здесь уже все готово к празднику: светятся фонарики, мигают гирлянды, беззаботная молодежь кружит на катке… Случайный прохожий может провести здесь добрый час, разглядывая все детали и подробности уютного быта, ведь этот городок был создан голландской компанией Lenax специально для этого.
Из игрушечного городка мы вышли в по-настоящему волшебном настроении, и оказались в сердце музея, в сокровищнице, где хранятся елочные игрушки.
У елочной игрушки в России была сложная судьба. Массово украшать домашние ёлки у нас начали в последние десятилетия XIX века, повторяя европейскую моду. Шары тогда были тяжелыми, стеклянные игрушки – невероятно дорогими, так что на рождественских деревцах обычно красовались украшения из картона или из ваты, накрученной на проволочный каркас. В моде был, например, «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух выпуклых картонных половинок, покрытых красой и фольгой (видимо, они и были прародителями знакомых всем нам серебристых картонных рыбок и петушков).
Эпоха «Нового года – Рождества» закончилась скоропостижно, в конце 1920-х годов. Праздничный день сделали рабочим и даже частное празднование рождества фактически запретили.
Главный зимний праздник вернулся лишь в 1935 году, но его характер полностью поменялся. Вместо Рождества решено было праздновать светский Новый год. Поменялись и игрушки: больше никаких религиозных символов. Вместо ангелочков – солдаты, вместо Вифлеемской звезды – алая пятиконечная.
«Это была идеология. Елочные игрушки не должны были отражать религиозные мотивы, западные веяния. Постепенно стали делать упор на воспитание патриотического духа, и каждую игрушку утверждали только если она несла определенную информацию. Доходило даже до того, что во время войны с Испанией выпустили шар с изображением двух самолетов: русского и испанского, подбитого».
По советским игрушкам, действительно, с легкостью можно изучать историю. Например, говорят, что бусы из стекляруса (и очень по-конструктивистски выглядящие наборные игрушки-конструкторы из него же) клинских мастеров научили делать пленные немцы. Кстати, первые елочные игрушки в нашей стране появились именно в Клину, где с середины XIX века работал стекольный завод, на котором делали бутылки, аптечные склянки и прочие полезные вещи.
«Оттепель» принесла свою моду на елочные украшения. В них стало меньше патриотической пропаганды, зато появилась пропаганда сельскохозяйственная. История словно сделала оборот по спирали, и вместо рождественских лакомых яблок, орехов и сахарных роз среди хвои заблестели простые советские герои – огурцы, груши и зеленый горошек. Правила бал, конечно, царица полей кукуруза.
Попала в этот тренд и серия стеклянных персонажей книги «Приключения Чиполлино», выпущенных на рубеже 50-х – 60-х годов, после перевода этой книги на русский язык. Они стали частью большой серии игрушек на прищепках, которые в советское время можно было найти на любой елке.
Технологии не стояли на месте, и игрушкам приходилось шагать в ногу со временем. В 70-х – 80- х годах их стали делать с использованием алюминия, пластмассы, поролона...
Тяжелая чугунная «шкатулка» на фотографии, резко контрастирующая с хрупкостью украшений, – это форма, с помощью которой делались и делаются фигурные елочные игрушки. Раскаленный конец стеклянной трубочки помещается в форму, она закрывается, и мастер выдувает Деда Мороза или праздничный фонарик.
В музее хранится богатая коллекция современных игрушек от разных фабрик. Да-да, украшения до сих пор из производят вручную в России и странах СНГ, а не только на конвейерах в Китае! Более того, у каждой фабрики – свое лицо, свой излюбленный стиль.
Вот пензенские елочные шары с ручной росписью и декорированные объемной пастой. Нижегородская «Ариэль», наоборот, любит формовую игрушку. Старейшая, клинская фабрика «Елочка» хранит традиции и выпускает вогнутые шары, звенящие колокольчики и ретро-коллекции.
Впрочем, юным посетителям музея больше всего нравятся игрушки чешских мастеров: стеклянные мобильники, пакета молока, гамбургеры и другие признаки современности. Чем не продолжение советской традиции, только уже без идеологии?
Есть среди игрушек и настоящие шедевры, точнее – копии шедевров. Коллекцию «Santa Hermitage» придумали на клавдиевской фабрике. Каждый шар расписан художником вручную и существует в единственном экземпляре.
Как же раскрашивают елочные игрушки и, главное, как шары становятся зеркальными? Ответ ждал нас в маленькой алхимической лаборатории. Здесь при нас произошло настоящее чудо: в прозрачный шар-заготовку капнули три вида жидкости, немного его покрутили, облили горячей водой и… шар стал зеркальным! Нам так и не сказали, что это за волшебные эликсиры смешиваются в шаре, но интернет подсказал: драгоценным налетом покрыла шар реакция «серебряное зеркало». Как рассказали в музее, это нужно не только для украшения, но и для укрепления шара.
Химия не всемогуща – изящные рисунки на поверхности шара с ее помощью создавать пока не научились, здесь по-прежнему нужны талант и мастерство художника.
В небольшой мастерской работают три помощницы Деда Мороза. Вера рисует зайчика. План на сегодня – восемь таких игрушек. «Шарами я начала занимать недавно, а раньше занималась много чем другим, но все было связанно с росписью. Расписывала деревянные грибочки, которые продаются на Вернисаже в Измайлово... Устаешь от одного, хочется переключиться», – рассказывает Вера. Объясняет технологию: наносится рисунок художественными акриловыми красками. Задача на сегодня - сделать восемь шаров, но сколько уходит на один, сказать сложно: они создаются параллельно. Сначала на всех вписывается один элемент, потом второй, третий…
«Сейчас мы заканчиваем год, потом целый февраль будем разрабатывать новые коллекции. Директора их утверждают, и мы запускаем их в работу. Целый год мы работаем», – рассказывает главный художник фабрики Ольга Нелипа.
Сама Ольга создает очень необычные шары – фактурные, сочные. Чтобы сделать такие, нужно работать не только кистью, но и мастихином, а на сферической поверхности это не так-то просто.
«Безусловно, мы следим, что сейчас в моде, какой цвет... Но каждый художник смотрит по какому-то собственному, внутреннему миру, чего ему хочется. Мне, например, сейчас хочется лета, и я вторую неделю сижу и прорисовываю летние мотивы». По признанию Ольги, кроме их фабрики никто таких фактурных шаров не делает. Они продаются тут же, в магазинчике при фабрике, и стоят 700 рублей, но разлетаются как горячие пирожки, только успевай делать.
Покупатели вообще любят все необычное. Многие покупают пейзажи или шары с декором объемной пастой.
Мы осмеливаемся спросить: а не пропадает ли от такой работы новогоднее настроение? «Болезненный вопрос, – улыбается Ольга. – Да, чувство праздника притупляется, круглый год у нас Новый год». Но все же художникам здесь нравится: интересная работа, веселая команда профессионалов (у всех мастериц есть художественное образование) и полная свобода творчества. В конце концов, кто-то же должен пожертвовать остротой праздничного настроения, чтобы сотни посетителей музея и те, кому потом подарят расписанные вручную игрушки, смогли им насладиться! В мастерской нам рассказали, что по просьбе покупателей могут сделать на шарике надпись, а если договориться заранее, то заказать можно и оригинальное изображение.
После мастерской мы еще надолго остаемся в магазинчике. Еще бы – оказывается, здесь можно купить те самые волшебные голландские домики, да еще и за весьма сносную цену – от полутора до трех тысяч рублей. Оторваться от них, пока не прочтешь все вывески, не заглянешь во все окошки и не рассмотришь всех обитателей этого выдуманного мира, застывших в очаровательных или забавных ситуациях, решительно невозможно!
…А за порогом музея нас встретил настоящий рождественский снегопад! Белые хлопья степенно падали в свете фонарей, оставаясь пушистым покрывалом на лапах сосен, на черных ветвях деревьев, на дорожках парка. Мы улыбались, замерев, и были счастливы, словно дети накануне Рождества.
Текст: Дарья Мышленникова
Фотографии: Вероника Грицай
Комментарии