Идём в гости: мастерская мозаики в Барселоне

Квартблог продолжает ходить в гости к художникам и рассказывать о них вдохновляющие истории. На этот раз мы побывали... в Испании!

Знакомьтесь, это – Ливия Гаретта, известный в Барселоне мастер мозаики. Среди её работ – реставрация крипт Храма Святого Семейства (он же «Саграда Фамилия»), мозаика на полу в Больнице Святого Павла, арка при входе на знаменитый барселонский рынок Бокерия, древние римские мозаики в городах Лерида и Тосса-де-Мар и многое-многое другое.

На этой фотографии прекрасная Ливия выкладывает мозаику для рынка Бокерия.

Мастерская художницы находится в центральной части города, в квартале Грасиа, и из-за своей уникальности внесена в гид "Необычная Барселона", выпущенный Муниципалитетом Барселоны. Туда мы и направились, чтобы пообщаться с художницей и даже поучаствовать в рабочем процессе – сделать своими руками сувенир в технике Антонио Гауди.

Расскажите о Вашей семье. Когда у вас начал появляться интерес к мозаике?

Я с детства любила рисовать и писать красками, а мать всегда поощряла меня в этом увлечении. Мой отец работал в промышленном производстве, а моя мать очень любила искусство. Мой старший брат – врач-травматолог. Один наш родственник, Мальол Суасо, был очень известным в Барселоне художником-фигуративистом, и мы часто ходили к нему в гости. Он был женат на бразильянке, она тоже изучала живопись и была моей крестной матерью. Я помню, что очень любила бывать в его мастерской, заваленной и заставленной тюбиками с краской, кистями, всякими занимательными предметами и множеством клеток с птицами, которые он накрывал красивыми платками. Эта артистическая атмосфера всегда меня притягивала. 

Для меня мозаика – это «живопись в камне», живопись для вечности.

За что Вы любите мозаику? В чем её особенность?

Красота мозаики – это сочетании многих объективных факторов и частички волшебства. Мне очень нравится податливость мозаики: мы можем покрыть ей какое угодно основание и поместить ее в любое пространство...

Одна из особенностей мозаики – использование твердых и износостойких материалов, таких как мрамор, керамика, смальта и цельные камни (последняя техника называется «флорентийская мозаика», поскольку ее утвердили Медичи во Флоренции: они использовали драгоценные и полудрагоценные камни для украшения своих дворцов).

Поэтому мозаика более долговечна и прочна, чем живопись. Благодаря этим качествам произведения из мозаики, с одной стороны, ассоциируются с красотой и роскошью, а с другой – представляют собой памятник эпохи. Например, римская мозаика. Это же удивительный документ, дающий сведения о повседневной жизни того времени, о мифологии, об ихтиологии…

А какую технику использовал Антонио Гауди?

Гауди в своих работах часто использовал для отделки глазурованную керамику (её очень много в Испании). Он работал в технике, которая называется «тренкадис» (trencadís) – она подразумевает дробление материала на мелкие кусочки. Из них потом набирают цветные композиции для облицовки волнистых поверхностей.

Что Ваши друзья рассказывали Вам о Гауди?

У одного моего друга был родственник, который работал на постройке Парка Гуэль. Он рассказывал такую историю про Гауди. Однажды в строящийся парк прибыла огромная партия плитки. Гауди приказал вывалить все на землю, схватил молоток и на глазах у изумленных рабочих стал разбивать и так уже потрескавшуюся плитку. Эти кусочки были использованы для оформления знаменитой извилистой скамейки в Парке Гуэль.

Фото

Эти цветные композиции, созданные тогда в Парке Гуэль, были первыми образцами европейской абстрактной живописи. Даже больше: Гауди и его помощники были пионерами рисайкл-арта, потому что в свои композиции они почти всегда включали осколки тарелок, стеклянных бутылок и прочего.

Ого, вот это неожиданно. А какую работу Гауди Вы любите больше всего?

Мне кажется, что все его работы заключают в себе огромную красоту. Но если выбирать что-то одно, наверное, я остановилась бы на мозаике, которую он выполнил вместе с архитектором Жозепом Мария Жужолем (именно он создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов) на потолке Гипостильного зала Парка Гуэль. Это плафоны, выполненные из цветного стекла и керамики, с большой творческой фантазией.

Фото

Также мне очень нравится Ла-Педрера (то есть Дом Мила) и Саграда Фамилия. Сейчас подходит к завершению реставрация Дома Висенс, одной из ранних работ Гауди. Изначально этот дом принадлежал самим производителям керамики, и эта одна из причин, почему при оформлении Дома использовалось так много плитки. Мне повезло, так как моя мастерская как раз расположена недалеко от Дома Висенс и от Парка Дуэль.

Ваша мастерская очень уютная и красочная! Расскажите немного о ней?

Я открыла свою мастерскую художественной мозаики в 1989 году. С тех пор я посвятила свою жизнь мозаике и занималась самыми разнообразными заказами, реставрационными работами и свободным творчеством.

Моя мастерская наполнена плиткой, мрамором и стеклом всех цветов и фактур. Я стараюсь расставлять эти кусочки, как книги на библиотечных полках. Я всегда помню, где что находится… правда, иногда я с удивлением обнаруживаю прекрасные экземпляры, о которых уже успела забыть. Для меня плитка – это как тюбики с красками для живописца.

Ну а теперь – немного о том, что вас вдохновляет. Я, как и Вы, тоже не могу работать без музыки. Что Вы любите слушать? 

Да, мне вообще очень нравится музыка, я всегда работаю под музыку. В зависимости от настроения, я слушаю классику – мне очень нравится Моцарт, Шуман, Стравинский, а также современная классическая музыка. Иногда я слушаю соул. Ещё я люблю группу The Doors.

Мы с вами сошлись и в том, что обе очень любим Чехова. Думаю, читателям будет интересно узнать, какие рассказы вам особенно понравились?

Да, я читала его рассказы. Вспоминается «Переполох», «Аптекарша» и сборник рассказов «Летающие острова». Мне они очень нравятся, потому что с их помощью я могу узнать и русскую душу, и обычаи и нравы той эпохи, и вечные человеческие качества. С помощью психологических портретов, которые создает Чехов, я узнаю об устройстве общества в XIX веке, а я всегда очень интересовалась историей. Ну и помимо этого, Чехов кажется мне очень красивым. (И нам, и нам! – Ред.)

На фото: Ливия в возрасте 30 лет с подругой на реставрационных работах в пригороде Барселоны

Каков самый необычный заказ, который Вам приходилось выполнять?

Наверное, мозаика для винодельни «Ла Фрешенеда» компании Freixenet, в области Сан-Садурни д’Анойа (провинция Барселона). Это удивительное пространство представляет собой нечто вроде аутентичной традиционной фермы и винодельни. Архитектор Хосе Луис Бонет – реконструктор этого здания – предоставил мне полную свободу творчества. Я выполнила волнистую мозаику из стекла и других материалов, в частности, металлической стружки, которая символизировала силу виноградной лозы. Эта работа позволила мне сделать еще один шаг в творческом развитии и поэкспериментировать с мозаичными техниками.

Вам нравится жить в Барселоне? 

Это очень сбалансированный и завершенный город. Культура, гуманизм, пацифизм, традиции и новшества – все это есть в Барселоне. А еще здесь есть море и горы.

В Барселоне можно найти красоту прошлых эпох, но в то же время это очень современный и развивающийся город, предлагающий огромный выбор занятий и развлечений, а также магазинов и лавочек на любой вкус.

Кроме того, Барселона обладает всеми преимуществами средиземноморского города: открытая к диалогу культура, хороший климат, общительные жители… А каталонская кухня сейчас играет ключевую роль во всем мире.

Я очень счастлива, что мне выпало жить и работать в Барселоне.

P.S.

А вот и моя мозаика, которую мне посчастливилось сделать на память в мастерской у Ливии.


Фотографии: Вероника Грицай

Перевод: Валентина Люсина

Комментарии


Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.


Способ №2: написать ведущей рубрики zubarev-oleg.

Показать еще
" data-id="293182"
" data-id="293183"