Марио Кучинелла: крепкие связи архитектуры и экологии

В последний день мастер-классов на выставке итальянского дизайна «I Saloni WorldWide Moscow» сердцам редакции «Квартблога», которые уже успели разбить дизайнеры Марко Романелли и Рикардо Блумер, был нанесен последний и сокрушительный удар архитектором Марио Кучинелла. Марио рассказал о европейских законах, ответственности архитектора перед обществом и о необходимости гармонии с природой, но и на вопросы личного характера отвечал «Квартблогу» не менее охотно и трогательно.<!--more-->

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

Марио Кучинелла приехал в Москву прямиком из Алжира, там в первый день работы над проектом он попал в песчаную бурю, а перед вылетом как обычно пекло солнце. А еще через пару часов он уже мок под первым московским снежком. После такого вступления Марио сразу представился нам каким-то добрым доктором Айболитом, и чем дольше шла пресс-конференция, тем больше мы убеждались в точности этой ассоциации.

Мы знали, что по всему миру стремительно распространяется идея строительства энергосберегающих зданий, но цифры экономии, которые приводил в течение мастер-класса Марио, потрясли нас до глубины души. Мы и не подозревали, что такая энергоэкономия может достигаться средствами одной лишь архитектуры. Мы понимали, что инженеры, которые изобрели светодиодное освещение или солнечные батареи, сделали большое одолжение нашей окружающей среде. Оказалось, что и архитекторы – те еще алхимики.

«На земле на данный момент построено 145 млрд. квадратных метров, а в ближайшие 30 лет архитекторам и строителям предстоит застроить еще 73 млрд., то есть, как вы понимаете, еще половину того, что существует на данный момент. К этим колоссальным объемам добавляется еще одна сложность: всё это строительство не выходит за пределы нашей планеты, а ресурсы ее ограничены. Вот посмотрим, например, на мою родную Италию, какая она маленькая, и крупных месторождений здесь нет. Откуда же ей брать топливо, чтобы снабдить энергией дома, растущие все выше и выше, да еще и в условиях распространяющегося по всему миру экономического кризиса?».

Главная мысль, из которой исходит Марио в своей работе и которую он хотел донести до нас – это мысль об огромной ответственности архитектора перед обществом. «Вот, например, видите эту бутылку с водой? Её создал какой-то дизайнер. А если бы эта бутылка получилась у него не такой хорошей: недостаточно красивой или удобной, он бы просто закинул ее подальше в ящик, а потом он или его коллеги разработали бы бутылку получше. У архитектора в отличие от дизайнера нет права на ошибку, его неудачное здание не спрятать так просто и безболезненно». 

Если раньше сложность архитектуры заключалась только в том, что эстетика должна быть совмещена с практичностью и фундаментальностью, надежностью, то с оскудением природных ресурсов к этим составляющим добавилась еще и необходимость экологического равновесия. Архитектор должен обдумывать, предусматривать и решать целый спектр проблем, в том числе и взаимодействие с природой и человеком. 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

Как же предусматривает эти проблемы команда Марио? Перед тем, как строить какое-либо здание, они создают его миниатюрный макет, по техническим качествам наиболее приближенный к оригиналу. Потом несут его в свою специальную лабораторию, где на макет имитируется действия различных природный сил и стихий (свет, влажность, ветра и т.д.). Таким образом они не только видят, насколько выносливо это здание, но и могут поэкспериментировать, как обратить эти природные силы в свою пользу. 

Марио показал нам построенную ими школу, и нам сразу же захотелось в ней оказаться. Он рассказал, что когда они получили заказ на ее строительство, то проштудировали кучу литературы на эту тему и узнали, что дети лучше усваивают материал и меньше устают в том месте, где комфортная температура, хорошая циркуляция воздуха, правильно распределенное освещение. «Качество проектирования влияет на качество жизни».

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

Думая, как должна выглядеть эта школа, чтобы детям там было уютно, архитекторы вспомнили про любимую книжку всех маленьких итальянцев  – «Пиноккио». Помните главу, где главный герой попал в чрево кита? Такая «реберная» архитектура оказалась очень удобной для устройства идеальных естественных вентиляции и освещения по всей площади школы.  

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

«На строительство этой школы была потрачена та же сумма, что и на строительство обычной. Зато в будущем оно будет вести себя гораздо экономнее этих обычных. И дети в такой округлой конструкции сувствуют себя уютнее. Считаю, архитектор должен учитывать опыт поколений и знать историю своего ремесла. Например, эти китовые ребра мы строили по той же технологии, по которой издревле строят корабли. На весь комплекс строительных работ по этому проекту ушло всего 5 месяцев. То есть столько же, сколько и на постройку обычного цементно-бетонного здания». 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

А сквер вокруг школы вместе с самим зданием образуют собой картинку птички. 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

В тех же краях, неподалёку от Болоньи, Mario Cucinella Architects построили институт по исследованию воды и воздуха. Такая планировка крыши обеспечивает принятие солнечного света таким образом, что в здании института прохладно летом и тепло зимой.

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 А вот миланское здание с такой же «реберной» структурой, но уже с угловатыми очертаниями, напоминающими ножки паука. Это здание также максимально использует природные вентиляцию и освещение, за счет чего его энергопотребление снижено на 85%.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

Дальше Марио показал нам целый ряд проектов, на создание которых их вдохновила сама природа. При проектировании парка отдыха в Венето перед ними встала задача объединить одной идеей большую площадь, по которой надо было разбросать различные постройки. Вдохновившись холмистым пейзажем местности, они создали свой собственный ландшафт. Магазины, офисные здания и развлекательные объекты сделали похожими на барханы, а когда идет снег, они напоминают занесенные горы. Везде в парке стоят солнечные батареи, система вентиляции опять же использует здесь естественное движение воздуха, так что экономия здесь равна ста процентам. Парк вышел шикарный с виду, но скромный в потребностях.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

Алжирский проект, над которым трудился Марио еще за день до своего выступления, похож на песчаную дюну, а в его контурах можно разглядеть важные арабские символы: пламя и арки.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

«Алжир очень богатая страна, у них много нефти и газа. Они могли бы позволить себе и вовсе не энергосберегающий проект. И нам было бы работать гораздо проще. Но воздух, который загрязнил бы такой дом, – общий, им дышит и богатый, и бедный, и алжирец, и житель любой другой страны; архитектору необходимо думать обо всех. Поэтому при любом проектировании мы должны заботиться об экологическом равновесии». Поверхность этого здания благодаря планировке умеет поглощать солнечные лучи, чтобы в здании без помощи кондиционеров было не так жарко, как в остальном Алжире. А в центре конструкции стоит световая пушка, распределяющая свет по всей площади.

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

А это здание аэропорта в Гане. Гана – страна, напротив, не очень богатая, но такая же жаркая.  Так что Mario Cucinella Architects  решили сделали стены в виде решетки или сделанного вручную карточного домика, засчет чего, опять же, реализуется хорошая и не требующая энергозатрат вентиляция, а вся внутренняя площадь постройки оказываться в тени этой большой решетки. «Известно, что точность у африканцев не в крови, и мы не стали мучить их строителей четкой геометрией. Чтобы точнее представить облик будущего здания, мы как всегда обращались к африканским природе, истории и самобытности. Теперь здание походит на ствол пальмы или на этнические рисунки на жилищах африканских племен».

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

В беднейшей Газе они строили благотворительный проект школы. Здесь совсем нет денег на финансирование такого большого здания, так что перед командой стояла задача сделать стопроцентно самоокупающееся здание. Крыша школы – большие желоба, собирающие драгоценную дождевую воду и доставляющие ее в специальные резервуары. Никакой сложной техники Газа позволить себе не может, так что только с помощью архитектуры и знаний физики им удалось снизить температуру в школе на целых 4 градуса.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

А это выставочный комплекс для миланского Экспо – башни в виде скал, поросших сверху деревьями. По задумке квартиры в этих башнях, в которых жили гости выставки, после должны быть проданы итальянцам как доступное жилье. 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

«А при создании этого бара в Милане мы брали пример с птичек. У них нет машин и современных технологий! Они пользуются только клювом и лапками. Следуя естественным, природным формам, у нас получилось такое вот уютное гнездышко, или нора, или логово»

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

Самое интересное, что заботливая рука Марио уже касалась и нашего города. Mario Cucinella Architects участвовали в конкурсе на строительство Ходынского парка в Москве. Они отвечали за архитектурную часть, а ландшафтным дизайном заведовал Андре Скипар. «Здесь, на месте бывшей взлетной полосы, мы решили разбить скверик, сделать арену и комплексы для досуга и отдыха. Парк задумывался похожим на поле с большими одуванчиками». 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

Павильон для танцев тоже похож на гнездышко.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

Фитнес-центр – на корень большого дерева.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

А так должны были выглядеть вестибюли метро. Дорога между ними похожа на светящийся разлом, чтобы вечерами людям было светлее.

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 Полностью попавшие в плен речей Марио, мы первым делом расспросили его о проекте Ходынского парка в Москве.

Так этот проект будет реализован?

Мы выиграли конкурс среди остальных претендентов, но бумаги на старт строительства до сих пор лежат неподписанные где-то в кабинетах. Пока мы ждем и не знаем, что решат ваши власти. Наше дело сделано – мы заняли первое место! Остальное от нас не зависит.

Что Вы можете сказать о России? Хотели ли бы получать здесь и другие заказы?

Россия – огромная страна, богатая ресурсами, и идея экоустойчивого проектирования здесь еще вовсе не развита, потому это огромный простор для работы нашей компании! Так что мы с удовольствием брались бы за проекты в вашей стране. 

У вас очень неоднородный климат, оттого еще интереснее работать над зданием эффективно функционирующим и жарким летом, и морозной зимой. Ведь здание должно быть не только просто красивым и не просто теплым. Мужчина ведь выбирает себе жену не по принципу ее внешней привлекательности, а по принципу ее бережливости и пригодности для жизни.

А нам кажется, что как раз мужчины женятся, влюбившись во внешность.

Такой брак, скорее всего, будет недолгим. Потому что, когда он встретит еще более красивую женщину, он уйдет к ней. Основа брака, конечно же, любовь и взаимопонимание. Но вернусь от темы брака к архитектуре. (Смеется). Красота без пользы – это всегда просто экстравагантность. Для того, чтобы совместить эстетическую и практическую стороны нужны креативность, творческий процесс, взаимодействие с инженерией, экологией и окружающей средой. Вот креативности и комплесного подхода с точки зрения архитекторов, инженеров и экологов в вашей современной архитектуре, на мой взгляд, недостаточно.

Вы ведь не только архитектор, но и профессор. Как же путем образования Вы предлагаете решить проблему подобной непросвещенности среди наших и других архитекторов и градостроителей?

Для того, чтобы архитекторы со всего мира имели возможность обмениваться опытом, обогащая знания друг друга, размышлять и опытным путем выяснять, какая планировка наивыгоднейшим образом подойдет к конкретному климату той илм иной страны мы создаем школу в Болонье. Рабочее название этой школы «SOS» (School of stability), а главная идея – строительство зеленого будущего.

Архитектура развивается очень стремительно, совершенствуются формы и материалы. Тому, кто учился на архитектора десять лет назад, сегодня необходимо уже переучиваться. Для того, чтобы архитекторы могли постоянно пополнять свои знания, мы и хотим создать эту экспериментаторскую школу. Рабочим языком ее будет английский.

Еще нам кажется, что таким образом нам будет легче распространить по всему миру идею устойчивого проктирования, так прижившуюся в европейской культуре.

А какой процент зданий в Европе строится по этим принципам?

В Европе все здания должны строиться по этим принципам. В Евросоюзе ведь приняты соответствующие законы, диктующие определенные нормы экологической устойчивости строящихся зданий. Да и никто уже не захочет покупать неэкономичное здание, слишком быстро распространяется мировой финансовый кризис.

А любимый Ваш город, где Вам уютнее всего и где архитектура наиболее соответствует Вашей идее, находится тоже где-нибудь в Европе?

В каждом городе мира находится что-нибудь интересное. Историю и особенности каждой страны увлекательно познавать.  Я не могу выбрать, потому что каждый новый проект в каждом новом городе, открывает для меня что-то новое и это бесценно. А архитектура для меня сейчас в принципе безраздельно слита с понятием экоустойчивости. Любое новое строящееся здание должно максимально стараться заботиться о нашей измученной экологии.

То есть можно сказать, что Марио Кучинелла любит природу, детей и весь мир.

А почему нет! Да, я люблю детей и учусь у них. У меня два маленьких ребенка. И меня восхищает их внимательность. Куда бы они ни попали, они подмечают все мелочи. А ведь когда мы внимательно смотрим на здание, мы уже учимся, мы находимся в процессе познания. И если здание спроектировано хорошо, то мы учимся хорошему, а плохое здание и научить ничему не сможет.

Вот я помню себя  четырехлетним мальчиком в детском саду. Я помню освещение там, помню наш сквер, где мы играли, и помню круглую форму здания. И я помню, какое ощущение манило меня туда и до сих пор осталось в памяти, это ощущение надежности и защищенности. И недавно, через сорок лет, я вспомнил об этом и снова оказался там. И что же я узнал? Что этот детский сад строил великий итальянский архитертор.

Может быть, именно так и началось Ваше становление как архитектора?

Возможно, что-то в этом есть. (Смеется). Ведь из своих четырех лет я очень мало чего помню, а это осталось в памяти. Так что очень вероятно, что именно садик сыграл свою роль. Поэтому я и говорю, что архитектор несет огромную ответственность перед обществом.

  

Вот с такими лицами мы слушали Марио и совершенно не хотели, чтобы эта встреча заканчивалась.

 

мастер-класс Марио Кучинелла, экоустойчивость архитектуры

 

Создайте в своем профиле на Квартблоге альбом с фото или рендерами проекта и отправьте нам ссылку на этот альбом, чтобы мы смогли рассказать о вашем проекте.