В последний день мастер-классов на выставке итальянского дизайна «I Saloni WorldWide Moscow» сердцам редакции «Квартблога», которые уже успели разбить дизайнеры Марко Романелли и Рикардо Блумер, был нанесен последний и сокрушительный удар архитектором Марио Кучинелла. Марио рассказал о европейских законах, ответственности архитектора перед обществом и о необходимости гармонии с природой, но и на вопросы личного характера отвечал «Квартблогу» не менее охотно и трогательно.
Марио Кучинелла приехал в Москву прямиком из Алжира, там в первый день работы над проектом он попал в песчаную бурю, а перед вылетом как обычно пекло солнце. А еще через пару часов он уже мок под первым московским снежком. После такого вступления Марио сразу представился нам каким-то добрым доктором Айболитом, и чем дольше шла пресс-конференция, тем больше мы убеждались в точности этой ассоциации.
Мы знали, что по всему миру стремительно распространяется идея строительства энергосберегающих зданий, но цифры экономии, которые приводил в течение мастер-класса Марио, потрясли нас до глубины души. Мы и не подозревали, что такая энергоэкономия может достигаться средствами одной лишь архитектуры. Мы понимали, что инженеры, которые изобрели светодиодное освещение или солнечные батареи, сделали большое одолжение нашей окружающей среде. Оказалось, что и архитекторы – те еще алхимики.
«На земле на данный момент построено 145 млрд. квадратных метров, а в ближайшие 30 лет архитекторам и строителям предстоит застроить еще 73 млрд., то есть, как вы понимаете, еще половину того, что существует на данный момент. К этим колоссальным объемам добавляется еще одна сложность: всё это строительство не выходит за пределы нашей планеты, а ресурсы ее ограничены. Вот посмотрим, например, на мою родную Италию, какая она маленькая, и крупных месторождений здесь нет. Откуда же ей брать топливо, чтобы снабдить энергией дома, растущие все выше и выше, да еще и в условиях распространяющегося по всему миру экономического кризиса?».
Главная мысль, из которой исходит Марио в своей работе и которую он хотел донести до нас – это мысль об огромной ответственности архитектора перед обществом. «Вот, например, видите эту бутылку с водой? Её создал какой-то дизайнер. А если бы эта бутылка получилась у него не такой хорошей: недостаточно красивой или удобной, он бы просто закинул ее подальше в ящик, а потом он или его коллеги разработали бы бутылку получше. У архитектора в отличие от дизайнера нет права на ошибку, его неудачное здание не спрятать так просто и безболезненно».
Если раньше сложность архитектуры заключалась только в том, что эстетика должна быть совмещена с практичностью и фундаментальностью, надежностью, то с оскудением природных ресурсов к этим составляющим добавилась еще и необходимость экологического равновесия. Архитектор должен обдумывать, предусматривать и решать целый спектр проблем, в том числе и взаимодействие с природой и человеком.
Как же предусматривает эти проблемы команда Марио? Перед тем, как строить какое-либо здание, они создают его миниатюрный макет, по техническим качествам наиболее приближенный к оригиналу. Потом несут его в свою специальную лабораторию, где на макет имитируется действия различных природный сил и стихий (свет, влажность, ветра и т.д.). Таким образом они не только видят, насколько выносливо это здание, но и могут поэкспериментировать, как обратить эти природные силы в свою пользу.
Марио показал нам построенную ими школу, и нам сразу же захотелось в ней оказаться. Он рассказал, что когда они получили заказ на ее строительство, то проштудировали кучу литературы на эту тему и узнали, что дети лучше усваивают материал и меньше устают в том месте, где комфортная температура, хорошая циркуляция воздуха, правильно распределенное освещение. «Качество проектирования влияет на качество жизни».
Думая, как должна выглядеть эта школа, чтобы детям там было уютно, архитекторы вспомнили про любимую книжку всех маленьких итальянцев – «Пиноккио». Помните главу, где главный герой попал в чрево кита? Такая «реберная» архитектура оказалась очень удобной для устройства идеальных естественных вентиляции и освещения по всей площади школы.
«На строительство этой школы была потрачена та же сумма, что и на строительство обычной. Зато в будущем оно будет вести себя гораздо экономнее этих обычных. И дети в такой округлой конструкции сувствуют себя уютнее. Считаю, архитектор должен учитывать опыт поколений и знать историю своего ремесла. Например, эти китовые ребра мы строили по той же технологии, по которой издревле строят корабли. На весь комплекс строительных работ по этому проекту ушло всего 5 месяцев. То есть столько же, сколько и на постройку обычного цементно-бетонного здания».
А сквер вокруг школы вместе с самим зданием образуют собой картинку птички.
В тех же краях, неподалёку от Болоньи, Mario Cucinella Architects построили институт по исследованию воды и воздуха. Такая планировка крыши обеспечивает принятие солнечного света таким образом, что в здании института прохладно летом и тепло зимой.
А вот миланское здание с такой же «реберной» структурой, но уже с угловатыми очертаниями, напоминающими ножки паука. Это здание также максимально использует природные вентиляцию и освещение, за счет чего его энергопотребление снижено на 85%.
Дальше Марио показал нам целый ряд проектов, на создание которых их вдохновила сама природа. При проектировании парка отдыха в Венето перед ними встала задача объединить одной идеей большую площадь, по которой надо было разбросать различные постройки. Вдохновившись холмистым пейзажем местности, они создали свой собственный ландшафт. Магазины, офисные здания и развлекательные объекты сделали похожими на барханы, а когда идет снег, они напоминают занесенные горы. Везде в парке стоят солнечные батареи, система вентиляции опять же использует здесь естественное движение воздуха, так что экономия здесь равна ста процентам. Парк вышел шикарный с виду, но скромный в потребностях.
Алжирский проект, над которым трудился Марио еще за день до своего выступления, похож на песчаную дюну, а в его контурах можно разглядеть важные арабские символы: пламя и арки.
«Алжир очень богатая страна, у них много нефти и газа. Они могли бы позволить себе и вовсе не энергосберегающий проект. И нам было бы работать гораздо проще. Но воздух, который загрязнил бы такой дом, – общий, им дышит и богатый, и бедный, и алжирец, и житель любой другой страны; архитектору необходимо думать обо всех. Поэтому при любом проектировании мы должны заботиться об экологическом равновесии». Поверхность этого здания благодаря планировке умеет поглощать солнечные лучи, чтобы в здании без помощи кондиционеров было не так жарко, как в остальном Алжире. А в центре конструкции стоит световая пушка, распределяющая свет по всей площади.
А это здание аэропорта в Гане. Гана – страна, напротив, не очень богатая, но такая же жаркая. Так что Mario Cucinella Architects решили сделали стены в виде решетки или сделанного вручную карточного домика, засчет чего, опять же, реализуется хорошая и не требующая энергозатрат вентиляция, а вся внутренняя площадь постройки оказываться в тени этой большой решетки. «Известно, что точность у африканцев не в крови, и мы не стали мучить их строителей четкой геометрией. Чтобы точнее представить облик будущего здания, мы как всегда обращались к африканским природе, истории и самобытности. Теперь здание походит на ствол пальмы или на этнические рисунки на жилищах африканских племен».
В беднейшей Газе они строили благотворительный проект школы. Здесь совсем нет денег на финансирование такого большого здания, так что перед командой стояла задача сделать стопроцентно самоокупающееся здание. Крыша школы – большие желоба, собирающие драгоценную дождевую воду и доставляющие ее в специальные резервуары. Никакой сложной техники Газа позволить себе не может, так что только с помощью архитектуры и знаний физики им удалось снизить температуру в школе на целых 4 градуса.
А это выставочный комплекс для миланского Экспо – башни в виде скал, поросших сверху деревьями. По задумке квартиры в этих башнях, в которых жили гости выставки, после должны быть проданы итальянцам как доступное жилье.
«А при создании этого бара в Милане мы брали пример с птичек. У них нет машин и современных технологий! Они пользуются только клювом и лапками. Следуя естественным, природным формам, у нас получилось такое вот уютное гнездышко, или нора, или логово»
Самое интересное, что заботливая рука Марио уже касалась и нашего города. Mario Cucinella Architects участвовали в конкурсе на строительство Ходынского парка в Москве. Они отвечали за архитектурную часть, а ландшафтным дизайном заведовал Андре Скипар. «Здесь, на месте бывшей взлетной полосы, мы решили разбить скверик, сделать арену и комплексы для досуга и отдыха. Парк задумывался похожим на поле с большими одуванчиками».
Павильон для танцев тоже похож на гнездышко.
Фитнес-центр – на корень большого дерева.
А так должны были выглядеть вестибюли метро. Дорога между ними похожа на светящийся разлом, чтобы вечерами людям было светлее.
Полностью попавшие в плен речей Марио, мы первым делом расспросили его о проекте Ходынского парка в Москве.
Так этот проект будет реализован?
Мы выиграли конкурс среди остальных претендентов, но бумаги на старт строительства до сих пор лежат неподписанные где-то в кабинетах. Пока мы ждем и не знаем, что решат ваши власти. Наше дело сделано – мы заняли первое место! Остальное от нас не зависит.
Что Вы можете сказать о России? Хотели ли бы получать здесь и другие заказы?
Россия – огромная страна, богатая ресурсами, и идея экоустойчивого проектирования здесь еще вовсе не развита, потому это огромный простор для работы нашей компании! Так что мы с удовольствием брались бы за проекты в вашей стране.
У вас очень неоднородный климат, оттого еще интереснее работать над зданием эффективно функционирующим и жарким летом, и морозной зимой. Ведь здание должно быть не только просто красивым и не просто теплым. Мужчина ведь выбирает себе жену не по принципу ее внешней привлекательности, а по принципу ее бережливости и пригодности для жизни.
А нам кажется, что как раз мужчины женятся, влюбившись во внешность.
Такой брак, скорее всего, будет недолгим. Потому что, когда он встретит еще более красивую женщину, он уйдет к ней. Основа брака, конечно же, любовь и взаимопонимание. Но вернусь от темы брака к архитектуре. (Смеется). Красота без пользы – это всегда просто экстравагантность. Для того, чтобы совместить эстетическую и практическую стороны нужны креативность, творческий процесс, взаимодействие с инженерией, экологией и окружающей средой. Вот креативности и комплесного подхода с точки зрения архитекторов, инженеров и экологов в вашей современной архитектуре, на мой взгляд, недостаточно.
Вы ведь не только архитектор, но и профессор. Как же путем образования Вы предлагаете решить проблему подобной непросвещенности среди наших и других архитекторов и градостроителей?
Для того, чтобы архитекторы со всего мира имели возможность обмениваться опытом, обогащая знания друг друга, размышлять и опытным путем выяснять, какая планировка наивыгоднейшим образом подойдет к конкретному климату той илм иной страны мы создаем школу в Болонье. Рабочее название этой школы «SOS» (School of stability), а главная идея – строительство зеленого будущего.
Архитектура развивается очень стремительно, совершенствуются формы и материалы. Тому, кто учился на архитектора десять лет назад, сегодня необходимо уже переучиваться. Для того, чтобы архитекторы могли постоянно пополнять свои знания, мы и хотим создать эту экспериментаторскую школу. Рабочим языком ее будет английский.
Еще нам кажется, что таким образом нам будет легче распространить по всему миру идею устойчивого проктирования, так прижившуюся в европейской культуре.
А какой процент зданий в Европе строится по этим принципам?
В Европе все здания должны строиться по этим принципам. В Евросоюзе ведь приняты соответствующие законы, диктующие определенные нормы экологической устойчивости строящихся зданий. Да и никто уже не захочет покупать неэкономичное здание, слишком быстро распространяется мировой финансовый кризис.
А любимый Ваш город, где Вам уютнее всего и где архитектура наиболее соответствует Вашей идее, находится тоже где-нибудь в Европе?
В каждом городе мира находится что-нибудь интересное. Историю и особенности каждой страны увлекательно познавать. Я не могу выбрать, потому что каждый новый проект в каждом новом городе, открывает для меня что-то новое и это бесценно. А архитектура для меня сейчас в принципе безраздельно слита с понятием экоустойчивости. Любое новое строящееся здание должно максимально стараться заботиться о нашей измученной экологии.
То есть можно сказать, что Марио Кучинелла любит природу, детей и весь мир.
А почему нет! Да, я люблю детей и учусь у них. У меня два маленьких ребенка. И меня восхищает их внимательность. Куда бы они ни попали, они подмечают все мелочи. А ведь когда мы внимательно смотрим на здание, мы уже учимся, мы находимся в процессе познания. И если здание спроектировано хорошо, то мы учимся хорошему, а плохое здание и научить ничему не сможет.
Вот я помню себя четырехлетним мальчиком в детском саду. Я помню освещение там, помню наш сквер, где мы играли, и помню круглую форму здания. И я помню, какое ощущение манило меня туда и до сих пор осталось в памяти, это ощущение надежности и защищенности. И недавно, через сорок лет, я вспомнил об этом и снова оказался там. И что же я узнал? Что этот детский сад строил великий итальянский архитертор.
Может быть, именно так и началось Ваше становление как архитектора?
Возможно, что-то в этом есть. (Смеется). Ведь из своих четырех лет я очень мало чего помню, а это осталось в памяти. Так что очень вероятно, что именно садик сыграл свою роль. Поэтому я и говорю, что архитектор несет огромную ответственность перед обществом.
Вот с такими лицами мы слушали Марио и совершенно не хотели, чтобы эта встреча заканчивалась.
архитектура, эко-дизайн, интервью
Комментарии