Почему мы не чувствуем 14 км воздуха, которые находятся над нами? Какой вес может выдержать яичная скорлупа? Как жить в квартире без дверей? – Художник-ученый, архитектор и поэт Рикардо Блумер ищет ответы на самые немыслимые вопросы и находит их. «Квартблог» побывал на занимательном мастер-классе дизайнера в рамках московской выставки iSaloni и расспросил Блумера о самых интересных аспектах его работы.<!--more-->
Эмоциональный, со страстной жестикуляцией, Рикардо Блумер, кажется, настолько увлечен своей работой, что все меркнет для него перед возможностью приступить к очередному эксперименту или проекту. Его нельзя назвать никак, кроме как поэтом от дизайна. Он немного философ, определенно мечтатель, при этом считает, что геометрия – это основная наука, которую стоит освоить дизайнеру. «Учитесь у природы» – говорит он, приводя в пример один из своих любимых экспериментов: яичная скорлупа весит всего тридцать грамм, при этом при определенных условиях она способна выдерживать вес до семидесяти килограмм. «Так и я создаю 3,5 килограммовый стул, который должен выдержать сто килограмм».
Рикардо преподает в университете, уча студентов в первую очередь мыслить оригинально, искать новые решения, замечать красоту в окружающем. Со своей командой «Blumerandfriends» он исповедует подход, при котором любой новый проект должен быть источником новых знаний и изумления. «Мы – экспериментаторы» – восклицает Блумер, и он не преувеличивает, ведь каждый его проект – это неожиданность, которая двигает современный дизайн вперед.
На своем мастер-классе вы сказали, что Москва вас заряжает. Что еще вызывает у вас эмоции?
Когда я приезжаю в Москву, меня сразу обуревают различные чувства. Мне нравится нырять в историю: а приехать в Москву – значит погрузиться в историю. Я люблю изучать все досконально, ведь не зря говорится, что счастлив тот, кто смог утолить свою жажду знаний. А вообще, я действительно люблю свою работу и все ее составляющие. Порой работа доставляет мне больше радости, чем секс.
Вы так много экспериментируете! А повторяетесь ли вы когда-нибудь в своих проектах?
Каждый проект – это всегда нечто оригинальное и новое. Я не умею делать одно и то же. С профессиональной и коммерческой точки зрения, это, может быть, не очень эффективно и результативно: клиенту приятно, когда он может предугадать, чего ждать от архитектора и на что он способен. Я же сам не всегда знаю, что способна выдать моя фантазия. Поэтому, когда меня нанимают, как архитектора, клиенты должны быть готовы, что я несу хаос – ни больше, ни меньше.
Ваш предметный дизайн и архитектура всегда поражают немыслимыми формами и материалами. Что для вас первично при разработке проекта: форма или материя?
Не могу точно сказать. Я знаю совершенно определенно, что эти две вещи связаны между собой, и красота появляется тогда, когда первое нельзя отделить от второго и наоборот. Я бы назвал это законом эффективности: в природе нельзя отделить то, что эффективно, от того, что совершенно и красиво. Хотя, трудно не отметить, что сам я люблю работать над формой больше всего в своих проектах.
Есть ли что-то такое, что вы мечтаете осуществить?
Я очень много работаю с электроникой. Мне очень важно понять, какие отношения существуют между креативностью и искусственным интеллектом. Это поможет понять, как мы устроены. Это очень странно, на первый взгляд: ты делаешь машины, роботов и, создавая их, ты начинаешь понимать, как устроен человек. Мы находимся на грани возможного, чтобы вдохнуть жизнь в роботов. Мы выходим за пределы человеческих возможностей, таким образом. Человек в настоящее время как нельзя больше близок к раскрытию тайны своего существования. Но весь фокус в том, что чем ближе мы приближаемся к раскрытию этой тайны, тем дальше она от нас ускользает. Это вечный процесс. И счастье именно в переживании самого процесса познания.
Два стула вашего дизайна – "LaLeggera" для Alias и "Entronauta" для Desalto – включены в постоянную экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства. Не каждому дизайнеру выпадает такая честь. Почему вы выбрали из всех возможных предметов мебели именно стул для реализации своих фантазий и экспериментов?
Многие архитекторы пробовали себя в разработке стульев в то время: и Ле Корбюзье, и другие. Со структурной точки зрения стул – это довольно сложный предмет. И потом, этот предмет находится в прямом отношении с нашим телом. Мне всегда казалось, что стул является следом от нашего тела. Стул – это также и предмет человеческой культуры. Не во всех культурах он представлен, как место для сиденья. В Африке, например, долгое время было принято сидеть на земле. Стул, по-моему, это определенное отражение человеческих отношений с миром. Трон короля – яркое отражение моих слов. Трон существует не для того, чтобы сидящему в нем было удобно. Когда человек усаживается на троне, он сразу же вступает в определенные отношения с теми, кто находится напротив.
Вы проектировали некоторые интерьеры оперного театра «Ла Скала» в Милане. Это очень крупный по своим масштабам проект. Удалось ли вам внести современные элементы и выразить себя в таком серьезном проекте?
Я проектировал гримерную главного дирижера Рикардо Мути. Площадь была довольно большая для одной комнаты – 200 квадратных метров. Рикардо делился своими идеями, вроде леопардовых штор и фиолетового цвета (Смеется), но мне удалось убедить его в том, что та эстетика и решения, которые я предлагал, были лучше. Задача стояла непростая: оформить стиль возрождения 18-го века по-новому. Мы сохранили многую деревянную мебель, отреставрировав ее, и добавили позолоту, бордовый и красный цвета.
За какими материалами будущее?
Мне кажется, что должны появиться новые материалы. И, как это всегда бывает, способствовать этому будет военная промышленность, что не очень здорово. Но вообще, появление новых материалов – не самое важное в нашем дизайнерском деле. Дизайн – это вечные открытия, и мы должны научиться использовать старые материалы для новых целей. Подумайте о музыке! Материал музыки один и тот же, но она всегда меняется. Всего семь нот, а какие колоссальные возможности!
Предметы, которые вы делаете, выглядят так, будто это застывшие моменты движения. Что для вас природа движения в дизайне?
Как бы банально это ни звучало, жизнь – это движение. Когда человек умирает, то он перестает двигаться. Я люблю танцевать, занимаюсь в специальной школе. Танец – это способность движения рассказывать те или иные истории. Я считаю, что архитектура рождается из танца. И это не только мое мнение: многие философы так считали. Различные ритмы, расстояния – это все присутствует в динамичных движениях и повторяется потом в архитектуре. Что такое город, если не танец в камне? Поэтому надо танцевать!
Если сравнить вашу архитектуру с танцем, то каким она будет?
Моя архитектура пока не танцует, но я очень стремлюсь к этому. Я надеюсь, что я научусь это делать. В архитектуре предмет неподвижен. Но что же заставляет пространство двигаться? – Свет. Мне довелось проектировать частный дом, стены которого сделаны из резного кирпича, пропускающего сквозь себя солнечный свет. Он вышел бесподобным!
А как выглядит ваш дом? И каков он внутри?
Первое, что приходит в голову: он красивый. Это старый дом, построенный в начале восемнадцатого века и принадлежавший некогда священнику. Он служит мне и местом для работы. На мастер классе я показывал его на снимке: у него черный фасад. Мне нравится это место, потому что из него открывается прекрасная панорама города. Я оставил структуру здания, какой она была, но наполнил ее современными вещами. Результаты моих экспериментов дополняют мой интерьер. А еще я убрал абсолютно все двери. Да-да, внутри нет ни одной двери: даже в ванной. Поэтому моим взрослым детям приходится развивать слух и не заходить в главную ванную, если они слышат плеск воды.
Фотографии: riccardoblumer.it, Ваньянцева Елена
дизайнер, интервью
Комментарии