«Квартблог» проделал немаленький путь в 130 километров, чтобы узнать удивительную историю деревянного дома 1935-го года.
В середине лета я довольно наглым образом напросилась к своей коллеге Вале в квартиру её прабабушки, потому что «там-же-сундуки-ключики-старые-чемоданы-атмосфера». У меня потихоньку набирается коллекция таких необычных мест, куда меня тянет, как магнитом: законсервированная квартира, индонезийские лодки, российская Венеция и вот теперь – необыкновенный 83-летний дом в Кимрском районе Тверской области.
Деревянный дом принадлежит Дарье Шадриной, директору по развитию и фестивалям журнала Seasons. На залитой солнцем поляне меня встретила веселая и добрая собака по имени Тайга, которую Даша взяла из приюта.
История дома начинается с 30-х–40-х годов, когда он был настоящей школой, и в свое время здесь училось достаточно много детей.
Всего в доме шесть комнат, и все они были классами. В каждом классе непременно стояла настоящая печка, которая прекрасно согревала большие помещения с высокими потолками. Старые печки, конечно, не дожили до наших дней, но Даша с родственниками воссоздали одну из таких в самой большой комнате, с кухонной и столовой зонами.
Все печки располагались интересным образом: заслонки выходили в коридор, чтобы во время занятий истопник мог ходить по коридору и подбрасывать дрова прямо оттуда, не заходя в класс. Так он не прерывал занятия, и печки почти всегда оставались теплыми.
Несколько лет спустя дом превратился в сельский клуб. Здесь проходили выборы, была собрана довольно полная библиотека для сельских жителей, а по выходным приезжало кино с развлекательной программой. Здесь даже работал фельдшер – к нему можно было прийти на прием. А вот и достояние этого домика – настоящая деревянная лежанка, дожившая до наших дней, на которой фельдшер осматривал больных.
Разглядывая лежанку, вдруг на стене я заметила интересный контур, как будто кто-то заложил досками неприглядную дыру. Мне стало ужасно любопытно – ну вдруг там клад довоенного периода, а я еще даже не сфотографировала его?
– Даша, а что это за такой секретный портал в стене?
– Возможно, это был проход для артистов на сцену, но я не знаю точно. Слишком уж нарядно.
Но эта идея мне понравилось. Во всяком случае, деревянный подиум весьма похож на сцену, с краю которой есть даже несколько ступенек, а эту дыру вполне можно было бы спрятать за самодельным занавесом.
Как-то Даша ставила с детьми «Чайку» Антона Павловича Чехова, но в доме не нашлось его портрета, который был необходим для спектакля. Зато на чердаке обнаружился Владимир Маяковский – вернее, его изображение на старой потертой ткани, заключенной в раме. Даша с детьми креативно подошли к решению проблемы: добавили портрету пенсне, бороду и силуэт чайки из бумаги. Издалека и вправду почудилось, что это Антон Павлович, правда, с совсем несвойственным ему взглядом.
Потом, в более поздние времена, дом целиком и полностью занял кинотеатр. Место приобрело статус развлекательного заведения – здесь даже проходили дискотеки. Маленькая Даша с ее мамой, тетей и родственниками, которые жили неподалеку, часто слышали музыку по вечерам и наблюдали за парами, идущими на танцы. Но жизнь дома оборвалась в разгар перестройки: колхоз был закрыт и не стало денег для того, чтобы поддерживать этот клуб. Постепенно дом стал разрушаться и долгие годы стоял абсолютно заброшенный и покинутый. На какой-то период он стал приютом для временных поселенцев. Например, семья, потерявшая свой дом во время пожара, какое-то время могла жить здесь. Рабочих, помогающих при стройке новых домов в селе, тоже определяли сюда. Даша красочно рассказывала о том, что они увидели первым делом, когда вошли сюда: «Это были просто непроходимые горы мусора в прямом смысле этого слова. Все засыпано старой одеждой, старой обувью, бутылками и шприцами. В комнаты невозможно было зайти, потому что мусор был везде, просто вот так по шею». Приходилось загонять сюда машины и все вычищать. Не говоря уже о том, что в большинстве комнат были обвалившиеся потолки и проваленные полы. Дерева, которое сейчас уютно окружает в доме со всех сторон – не было, все стены были заклеены обоями. Пришлось отодрать не одно поколение обоев, чтобы в конце концов найти под ними оригинальную деревянную основу. Даша говорит, что гости их часто спрашивают, не хотят ли они закрасить эти доски. А мы с Дашей решили, что лучше натурального рисунка дерева ничего быть не может.
В доме осталось несколько сокровищ, которые достались Даше от дедушки, были найдены на чердаке этого дома или где-то неподалеку на мусорной свалке.
Даша с семьей удачно вписали новые вещи в исторический интерьер. Особенно мне приглянулась лампа из веточек, покрашенных белой краской и связанных проволокой.
Здесь мой любимый современный предмет интерьера, который, по-моему, очень органично вписался в пространство, – это обеденный стол, основа которого принадлежит столу для пинг-понга. В какой-то момент он пришел в негодность, и Даша с семьей просто закрепили сверху деревянные доски и выкрасили все части в зеленый цвет.
Перед отъездом мы устроили с Дашей короткое чаепитие, насладившись тишиной, запахом только что сорванных яблок и сентябрьским солнцем, которое в мгновение разморило нас.
В этот раз «Квартблогу» придется закончить пост картинкой не на тему интерьера. По дороге домой мы обнаружили десятки шляпок белых грибов в чистом, пышном лесу. Опытный грибник точно устроил бы здесь пир. Уже потом мои знакомые, имевшие когда-то дачу в этих краях, сказали, что Дубна богата на грибы, яблоки и дикие ягоды. «Квартблог» желает своим читателям теплой осени, домашних шарлоток и хорошего грибного улова!
винтаж, история, на свежем воздухе, самое любимое
Комментарии