Этот материал будет полезен для тех, кто собирается делать мебель по индивидуальному эскизу, и тех, кто подумывает о собственном деле, пахнущем деревом и лаком.
Андрей и Руслан Пушкаревы — представители мебельной компании TorySun — рассказали нам о том, как зарождаются столярные предприятия, производящие мебель на заказ, какие они претерпевают трудности, чем оснащаются, кого нанимают, а также как это все влияет на качество и красоту мебельного дизайна.
Небольшие цеха
Чаще всего небольшие столярные предприятия создает какой-нибудь инициативный человек, достаточно проработавший в серьезном цехе. Сначала его штат – это несколько человек, иногда не имеющие большого опыта и нарабатывающие его в ходе работы.
На первом этапе уровень качества продукции привязан к профессионализму набираемых работников, и, чтобы получить хороших сотрудников, их либо переманивают, либо набирают после развала другого предприятия. Хорошо, если удается снять старый столярных цех с базовыми станками — распиловочным и торцовочным, фуганком, рейсмусом, токарным и фрезерным. Если они старой конструкции или даже самодельные, но справляются со своими задачами — этого достаточно. Другой путь — сегодня на рынке много мощного ручного инструмента, он менее травмоопасен, чем станки, и не уступает им по эффективности.
Основные проблемы — это отсутствие квалифицированных работников и парка автоматизированного оборудования, поскольку все инвестиции в новое предприятие — это обычно собственные средства предпринимателя. Таким предприятиям сложно выдать хороший уровень отделки без умелого маляра и дорогостоящей покрасочной камеры. У владельца нет времени для отдыха и отпуска; когда он сам поднимает цех – он директор, технолог, снабженец и начальник цеха в одном лице. Также замедляет развитие предприятия отсутствие доступных займов — в такие цеха мало кто инвестирует средства, а кредит может привести к сложностям по выходу из бизнеса, если дело не пойдет.
Для производителя важны не только предпринимательские качества, но эстетическое чутье. Декоративные приемы перенимаются, как правило, с прежних мест работы, а также из открытых источников, в том числе из сети. Если нет понимания, как формировать эстетику, то максимум — можно хорошо «передрать» чужой дизайн, а минимум — испортить изделие, неверно интерпретировав элементы, требующим проработки. Например, на пилястрах, используемых в качестве дверных наличников, традиционно делают прорези (каннелюры), при этом расстояние между соседними каннелюрами должно превышать диаметр самого каннелюра — это обеспечивает изящный вид; российские производители же предпочитают обходиться минимальным количество каннелюр, невзирая на ширину пилястры. Декоративные и конструкторские решения классической мебели во многом опираются на архитектуру, и при нарушении её законов создается дизайн, действующий на человека деструктивно, то есть теряется уравновешенность и гармония — и это состояние передается человеку. Кстати, редко когда дизайнер использует такие приемы осмысленно.
Столярные предприятия
При наличии у бизнесмена способностей к масштабированию такие предприятия из пяти человек вырастают до цехов со штатом около пятидесяти сотрудников — это уже достаточно серьезные производства, имеющие предпосылки и для дальнейшего развития. Другой распространенный вариант создания такого среднего предприятия — бизнесмен с налаженным делом в другой сфере решает открыть цех для удовлетворения своих нужд, например, меблировки ресторанов. У них могут быть и земля под цех, и деньги на строительство и закупку станков.
Основная проблема вновь созданного бизнеса — это поиск управленческих и рабочих кадров, их притирка и организация внутренних производственных процессов. Поднять цех с нуля сложно — иногда неумение организовать процессы приводит к продаже готового производства из-за несостоятельности. Хорошая производственная база — это не основной фактор успеха.
Обучение новых кадров часто происходит силами самих же новых кадров, так как опытные мастера делают это с неохотой. Грамотный новичок быстро перенимает знания и растет, а лишние люди отсеиваются.
С ростом активов и закупкой нового парка растут качество и сложность применяемых технологий. Сокращается человеческий фактор, поскольку точные работы делают станки с ЧПУ.
Со временем растет мастерство столяров, формируется костяк. На таком предприятии помимо рабочих появляются менеджеры, снабженцы, конструкторы, кладовщики, бухгалтерия. К сожалению, во многих заказах не стоит вопрос дизайна как такового —дизайнер приносит эскиз, устраивающий заказчика, часто достаточно заурядный. И то, будет ли предприятие производить из раза в раз одинаковые изделия или же в них будет привноситься что-то новое, зависит от менеджеров и конструкторов. На принятие этого решения влияет предприимчивость сотрудников: цеху, естественно, проще сделать заказ так, как это делалось раньше, поэтому согласие на нестандартный заказ зависит именно от инициативы менеджера. «Продавать» клиентам новые и сложные для воплощения решения — это риск для предприятия, но в то же время и возможность заработать репутацию и повысить уровень производства.
Мастерские/гаражи
Еще один тип — это мастерские гаражного типа. Их создают люди с определенным жизненным настроем — они инициативны, но направляют свою инициативу не на развитие бизнеса. Работать получается в основном «в черную», без оформления, так как один-два человека не могут вести единовременно боле двух полноценных заказов, а страховые взносы и налоги сделали бы их предприятие нерентабельным. Первые такие мастерские появились на заре кооперативного движения. Некоторые так и остались «приветом из 90-х» с соответствующей продукцией, некоторые, открытые более молодыми людьми, выпускают мебель в современном стиле. Заказчиками выступают люди, которые хотят получить красивую мебель, сделанную на заказ, но в тоже время не готовы заплатить за неё соответствующую цену.
Небольшие помещения накладывают свои ограничения и не позволяют многие технологические операции. Используется простейший ручной инструмент и универсальные станки, в том числе самодельные, проигрывающие специализированным станкам. Отсутствуют вытяжки, поэтому опилки надо убирать вручную. Так как бизнес не дает больших денег, нет и финансирования основных фондов. Учитывая, что используются базовые столярные приемы — мебель получается прочная и надежная, но со скупой отделкой, поскольку лакокрасочные работы, даже выполняемые при помощи краскопульта, в небольшом пыльном помещении ведутся с нарушением технологии. Такие предприятия делают двери, лестницы, а также простейшую бытовую мебель.
Любой из данных видов предприятий имеет все шансы на выживание, если руководители ясно видят происходящее и умеют адекватно на него реагировать. Сейчас многие хотят делать оригинальные, красивые и современные вещи, поэтому и появляется больше небольших компаний, которые создаются, как правило, молодыми инициативными людьми.
мебель, идеи, дизайнер
Комментарии