Слова «краеведческий музей» на многих нагоняют тоску, и зря: хорошая экспозиция – это кладезь интересных историй и вдохновения, в том числе и для дизайнеров интерьеров. В прекрасном Национальном музее Финляндии нам удалось заглянуть в залы, посвященные «народной» мебели прошлых веков. То, что мы увидели, заставило нас, по крайней мере на время, предать священные в XXI веке идеалы минимализма и влюбиться в работы мастеров прошлого.
Предыстория
Добротные дома с окнами и несколькими комнатами начали строить в прибрежных регионах Западной Финляндии и на Аландских островах достаточно рано. Стандарты жизни простых людей постепенно росли, и фермерские дома наполнялись мебелью. В XVIII в гостиных появились большие напольные часы и кресла-качалки; в спальнях – комоды и раскладывающиеся столы. Из Швеции пришли диваны без ручек.
Конечно, люди стремились украсить дом и утварь, так что постепенно — с начала XVIII века — мебель стали расписывать. Сначала разноцветными рисунками украшали с внутренней стороны крышки сундуков и дверцы сервантов и платяных шкафов. Раскрашивали, хоть и в меньшей степени, мебель и снаружи. Такая домашняя роспись, характерные мотивы которой — растения, цветущие розы и узоры из листьев, процветала до начала XIX века.
«Дедушкины часы»
В фермерских домах напольные часы были главным инструментом, отмеряющим время. Из-за внушительного размера их нельзя было поставить в комнате с низкими потолками, так что единственно подходящим для них местом оказывалась гостиная, где они были у всех на виду. Кстати, напольные часы, в отличие от предметов, которые могли быть переданы по наследству, воспринимались как часть дома.
Мартин Видлунд (Martin Widlund) — самый известный создатель часов в Финляндии XVIII века. Роспись на его часах часто имитировала китайскую лаковую роспись. Вокруг циферблата этих часов — украшения из металла, а на корпусе выведена надпись: «Смотри, как летит время: час за часом».
Часы в доме оказались не просто новым предметом интерьера, они способствовали изменению мировоззрения: постепенно люди переходили от следования природному временному циклу к привычному нам линейному измерению времени.
В 1770-х – 1780-х годах производство часов росло; постоянной популярностью пользовались модели с резьбой в стиле рококо. Даже когда распространенными стали настенные (cartel clocks), настольные (parlour clocks) и карманные часы, в сельской местности «дедушкины часы» сохраняли свою популярность.
Детали часов в стиле рококо, украшенные тюльпанами.
Как и любые другие часы, напольные часы воспринимались как символ вечности. Помимо цветочных орнаментов они украшались религиозными символами и сценками.
Часы 1821 г., расписанные позже религиозными мотивами.
Из всех предметов мебели именно напольные часы больше всего напоминали человека: их циферблат был круглым, как лицо, а движения маятников – ритмичными, как удары сердца. Повсеместно верили, что когда владелец часов умирает, когда его сердце перестает биться – время и часы останавливаются.
Антропоморфные часы производили в регионе Остроботния.
Карманные часы были слишком дорогим предметом, чтобы постоянно носить его с собой. Поэтому для их хранения делали специальные футляры в виде напольных часов. На фото - такой футляр (высотой несколько десятков сантиметров). Предполагалось, что его можно повесить на стену
Сундуки
Сундук – один из самых древних видов мебели, и, изначально, – единственный, который можно было передвигать. К тому же это, пожалуй, самый универсальный предмет: его использовали в качестве ящика, лавки, стола.
Главным центром производства сундуков с плоской крышкой в Финляндии была Лоймаа – провинция на юго-западе страны. Большие сундуки со слегка выпуклой крышкой использовались преимущественно для хранения одежды и шкатулок с ценными вещами.
Слева на фото — сундук дочери помещика из Лоймаа, украшенный коваными элементами, 1788 г.
Постепенно, с развитием декоративной росписи, появлялась традиция расписывать сундуки снаружи, и к концу XVIII века это стало уже распространенной практикой. Язык художественной росписи создавали плотники и художники, приходившие в долину реки Торнио искать работу на починке церквей. Они использовали богатые цветочные мотивы, голубой, красный и желтый цвета. Также популярны были рисунки, имитирующие вертикальные металлические детали (настоящим кованым декором отличались сундуки, сделанные в провинции Лоймаа)
Роспись на этому сундуке 1828 года вдохновлена «густавским стилем»: симметричные детали орнамента расположены между металлическими полосами.
Богаче всего украшали сундуки для приданого. На нижней поверхности их крышки писали инициалы владельца и год, обрамляли все это цветочными мотивами.
Роспись цветами в стиле рококо на сундуке для приданого, 1802 г.
Роспись на нижней стороне крышки сундука для приданого.
Вот такие вещи украшали дома жителей Финляндии до того, как был придуман скандинавский стиль. Согласитесь, эта яркая и самобытная Скандинавия не менее прекрасна, чем белая и прохладная, какой мы знаем ее сейчас!
антиквариат, музеи, сундуки, часы, роспись
Комментарии