Мы продолжаем гулять по Национальному музею Финляндии, который посетили во время поездки в Хельсинки. Его нельзя осмотреть и за целый день: столько здесь собрано сокровищ! Мы уже восхищались удивительными напольными часами и расписными сундуками, а сегодня заглянем в дом представителей чуть более высокого сословия.
Домашней атмосферой нас привлек зал № 212, где воссоздана гостиная эпохи Романтизма, само воплощение скромного буржуазного уюта в лучшем смысле этих слов. Нам очень понравились вышитые подушки и уютное канапе, а уместность «бабушкиной» скатерти в стиле филе просто очаровала. Надеемся, и для вас эта комната станет источником вдохновения. Добро пожаловать!
Начало XIX века — сложный для Финляндии период: обрываются вековые связи со Швецией, страна становится автономным Великим Княжеством Российской империи. Меняются мировоззрение и стиль: всплеск национального самосознания и развитие национальной культуры связываются с набирающим силу Романтизмом. Рационализм Просвещения теперь оттеняется эмоциями и воображением. Отражается это и в интерьерах.
Любимым стилем оформления интерьеров для растущего класса буржуазии стал Поздний Ампир, уже испытывающий большое влияние Романтизма — распространявшийся из Германии стиль Бидермейер. Он был менее претенциозным, чем его предшественник: буржуазия предпочитала роскоши комфорт. В 1830-х годах в Финляндию начинают проникать Санкт-Петербургские обычаи, отражаясь, в том числе, в интерьерах домов.
За создание уютной атмосферы в доме отвечала женщина, и женская рука чувствовалась во всем: прежде светлые, тона интерьера стали темнее; обои были с помощью трафарета украшались цветочным орнаментом; полы покрывались половичками (rya rags) с крупным цветочным узором или ковриками, украшенными вышивкой крестом. Дом со временем наполнялся изящным рукодельным декором. Окна искусно драпировались занавесками – из светлой тюли, кружева или кисеи. Герани, бальзамины и мирты, росшие в горшках на подоконниках, становились неотъемлемой частью интерьера.
В гостиных мебель выдвинули в центр комнаты, что значительно поменяло суть этого пространства. Был изобретен кофейный столик, который окружался диваном, двумя креслами и несколькими креслицами поменьше. Обстановка могла также включать зеркало и несколько стульев.
Делали мебель, как правило, из красного дерева, березы или ореха. Гладкая, отполированная поверхность украшалась орнаментом и мотивами наподобие рога изобилия; ножки диванов и столов оформляли в виде львиных лап; сидения диванов, как часто и спинки, обивались тканью.
Канапе — орех, неорококо. Диванная подушка с вышивкой крестиком шерстяными и шелковыми нитками, середина XIX в. На заднем плане — секретер (шпон красного дерева, сделан в Турку в 1842 г.)
Кукла из Раахе, 1850 г. Головка выполнена из фарфора, тело, руки и ноги — из ткани.
Декоративный стеклянный купол с искусственными цветами в фарфоровой вазочке. Скатерть — вышивка филе, вторая половина XIX века.
Диван — ореховый шпон, Турку, 1836. Диванные подушки —гобеленовая вышивка шерстяными и шелковыми нитками; середина XIX в.
Кресло из шпона красного дерева, Хельсинки, 1822 - 1835. Столик для шитья, Финляндия, 1830-е гг.
Зеркало и стол — красное дерево, поздний ампир. На столе: часы (bracket clock) — алебастр, дерево, перламутр; подсвечники — пьютер, сделаны в Турку, 1851 г.
Столик с наклоняющейся столешницей (tilt-top table) — красное дерево, стиль бидейрмейер. Ножницы для обрезки свеч — английский пьютер; тарелочка для ножниц с вышивкой под стеклом. Подсвечник — пьютер, Турку, 1831 г.
антиквариат, музеи
Комментарии