Что такое цвет, как он возникает и как воспринимается нашим глазом, какие инструменты работы с ним существуют, и почему знание базовых правил колористики не сделает вас экспертом? Делимся основными тезисами лекции «Использование цвета в декорировании интерьера», которую в рамках проекта «Квартблог ЛАЙВ» прочла дизайнер и декоратор Ольга Розет.
Научный поход
Цвет – это настроение, буря эмоций, которую, как всякую стихию, хочется обуздать и проверить алгеброй. Например, ученых давно интересует простой вопрос: сколько оттенков способен видеть человеческий глаз? Первыми названия получили, а значит, были выделены из палитры мира, три цвета: красный, белый и черный. Затем эталоном стала радуга с ее семью (для европейцев — шестью) цветами (вспоминаем знаменитый опыт Ньютона с разложением белого света на спектр). Сегодня точного ответа все еще нет: исследования показывают, что мы можем видеть от 70 до 150 тысяч оттенков.
Известно, что женщины, в целом, различают цвета лучше, чем мужчины, а молодые люди видят мир более ярким, чем пожилые. Влияние на цветовое восприятие оказывают также настроение и физическое состояние.
Как классифицировать это множество оттенков и свести их в систему, удобную для практического использования? Сейчас, рассказала Ольга, шире всего распространена теория швейцарского художника Иоганнеса Иттена. Популярность она получила, прежде всего, благодаря ее простоте. Согласно Иттену, существует три основных цвета: синий, красный и желтый. Все остальные получаются путем их смешивания. В итоге мы получаем 12-частный круг, представляющий цветовую гармонию, который дизайнеры и художники используют для создания гармоничных сочетаний из 2—4 цветов.
Но на деле система цветов оказывается чуть сложнее: кроме кроме трех основных хроматических цветов есть и еще два ахроматических не-цвета: черный и белый. И вот именно из этих пяти (не)цветов и складывается все бесконечное разнообразие существующих в мире оттенков.
У каждого оттенка есть три характеристики : сам цвет (место в кругу, цветовой тон), светлота (относительно белого цвета) и интенсивность (удаленность от равного по яркости оттенка серого).
Теория Иттена – не единственная в своем роде. Есть еще и система немецкого химика Вильгельма Оствальда, который, как и некоторые ученые, включает в число основных цветов зеленый, будучи уверенным, что его нельзя получить, смешивая синий и желтый.
Именно на четырех основных цветах (и двух ахроматических) базируется и современная система NCS, разработанная специально для использования в области дизайна и в индустрии моды. В ней каждый цвет имеет собственный номер, и его можно использовать для заполнения цветового паспорта или если необходимо переслать информацию о цвете. Ведь, согласитесь, договоренность с клиентом о том, что стены буду «персиковые», не значит вообще ничего, и даже цвет на пересланной через интернет картинке будут зависеть от настроек конкретного монитора.
Интуитивный подход
Цветовые круги и другие инструменты работы с цветом, на первый взгляд, кажутся волшебной палочкой, но это не так. Гарантированно гармоничные сочетания, которые они предлагают — лишь первый шаг, после которого придется принять куда более сложные решения: какую интенсивность и светлоту оттенка выбрать, в каких пропорциях взять цвета и как распределить их?
«Вам нужно определиться, какую атмосферу вы хотите создать, и это будет ключевое слово, чтобы работать с цветовой гармонией,— советует Ольга. — Как только вы выбираете себе атмосферу, вы выдыхаете с облегчением. Вы уже не ищете опоры в механике повторения цветов, а создаете колорит, который нужен именно вам»
Дело в том, что мы воспринимаем цвет не только физиологически, фиксируя определенную часть спектра. Мы чувствуем его еще и психофизиологически (холодный это цвет или теплый), а также считаем исторически и культурно привязанную к нему символическую информацию. А для работы с такой сложной системой впечатлений универсальный инструмент придумать уже невозможно.
Чтобы профессионально работать с цветом, нужно развивать свое зрение, как спортсмен развивает тело. Необходимо, во-первых, смотреть на цветовые атласы (например, NCS), а во-вторых, развивать эмоциональную сферу. Доказано: чем эмоциональнее человек, тем лучше он чувствует цвета.
«Создавайте цветовые карты», — советует Ольга. Такие конспекты – это и способ запомнить и понять атмосферу, и прекрасное упражнение на развитие цветового зрения, и то, что можно показать заказчику.
Фото: tin-liva.livejournal.com
Самый щедрый источник вдохновения — природа. Вот лишь несколько приемов, которым она может научить.
-
В интерьере должны быть контрасты. Как в природе есть день и ночь, так и в доме не обойтись без темных и светлых оттенков. Их чередование приближает нас к природному ритму и дают ощущение гармонии.
-
Если вам нужно выделить цвет, возьмите его совсем немного, но окружите дополнительным цветом. Вспомните, как выразительны редкие розы на фоне зеленой изгороди. В целом же, помните о пропорциях и используйте правило золотого сечения: каждого следующего цвета должно быть меньше, чем предыдущего.
-
Вдохновляйтесь материалами и фактурами, а не цветами. «Цвет соломы» звучит совсем по-другому, нежели «серо-желтый», а «цвета мха» хочется добавить в интерьер скорее, чем «грязно-зеленый». Как только вы находите подходящий материал, все встает на свои места.
- Наблюдайте за природными оттенками, но помните, что цвет невозможно запомнить. Даже если вы профессиональный дизайнер, лучше подобрать гальку понравившегося оттенка или воспользоваться профессиональным портативным сканером, чем надеяться на память.
Практика
Итак, чтобы начать рассказывать с помощью цвета какую-то историю, важно погрузиться в соответствующее настроение. Колорист Литрис Айсмен, исполнительный директор института Pantone и автор бестселлера «Дао цвета», предлагает восемь базовых прилагательных, описывающих пригодные для жилых помещений цветовые сочетания: причудливое, спокойное, заботливое,традиционное, созерцательное, динамичное, романтичное и чувственное. Они и легли в основу практического задания, завершившего встречу с Ольгой Розет.
Ольга предложила всем разбиться на группы, вытянуть одно из прилагательных, и, используя карточки цветов Pantone и любые предметы из шоурума Helgi Home (где проходила лекция), собрать цветовую композицию.
Задание оказалось с двойным дном. Интересно было не столько собрать композицию и угадать, что за настроение воплощали остальные группы, но и — ошибиться.
Неверные предположения и оказались самым важным уроком: то, что для одного однозначно ассоциируется с чувственностью, для другого может быть воплощением созерцательности, и наоборот.
Композиции на фото: «созерцательность», «чувственность», «забота»
Итак, декоратор должен быть хорошим психологом. Ему должно быть мало утверждений заказчика о том, что тот любит оранжевый и терпеть не может зеленый, и даже о том, что он хочет уютный или жизнерадостный интерьер. Чтобы создать уютный дом для конкретного человека, нужно очень хорошо знать его потребности и вкусы. Именно поэтому никакие законы физики и цветовые круги не обеспечат вам гениальных решений. Что, впрочем, не отменяет необходимости разбираться в них.
цвет, советы дизайнера
Комментарии