Что такое цвет, как он возникает и как воспринимается нашим глазом, какие инструменты работы с ним существуют, и почему знание базовых правил колористики не сделает вас экспертом? Делимся основными тезисами лекции «Использование цвета в декорировании интерьера», которую в рамках проекта «Квартблог ЛАЙВ» прочла дизайнер и декоратор Ольга Розет.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-mwjtil.jpg)
Научный поход
Цвет – это настроение, буря эмоций, которую, как всякую стихию, хочется обуздать и проверить алгеброй. Например, ученых давно интересует простой вопрос: сколько оттенков способен видеть человеческий глаз? Первыми названия получили, а значит, были выделены из палитры мира, три цвета: красный, белый и черный. Затем эталоном стала радуга с ее семью (для европейцев — шестью) цветами (вспоминаем знаменитый опыт Ньютона с разложением белого света на спектр). Сегодня точного ответа все еще нет: исследования показывают, что мы можем видеть от 70 до 150 тысяч оттенков.
Известно, что женщины, в целом, различают цвета лучше, чем мужчины, а молодые люди видят мир более ярким, чем пожилые. Влияние на цветовое восприятие оказывают также настроение и физическое состояние.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-2glb7b.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1i1c6ke.jpg)
Как классифицировать это множество оттенков и свести их в систему, удобную для практического использования? Сейчас, рассказала Ольга, шире всего распространена теория швейцарского художника Иоганнеса Иттена. Популярность она получила, прежде всего, благодаря ее простоте. Согласно Иттену, существует три основных цвета: синий, красный и желтый. Все остальные получаются путем их смешивания. В итоге мы получаем 12-частный круг, представляющий цветовую гармонию, который дизайнеры и художники используют для создания гармоничных сочетаний из 2—4 цветов.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1v6fdmu.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1bvvv0b.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-4tfn2d.jpg)
Но на деле система цветов оказывается чуть сложнее: кроме кроме трех основных хроматических цветов есть и еще два ахроматических не-цвета: черный и белый. И вот именно из этих пяти (не)цветов и складывается все бесконечное разнообразие существующих в мире оттенков.
У каждого оттенка есть три характеристики : сам цвет (место в кругу, цветовой тон), светлота (относительно белого цвета) и интенсивность (удаленность от равного по яркости оттенка серого).
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-eyh28c.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-11k1u2l.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1aw1oz8.jpg)
Теория Иттена – не единственная в своем роде. Есть еще и система немецкого химика Вильгельма Оствальда, который, как и некоторые ученые, включает в число основных цветов зеленый, будучи уверенным, что его нельзя получить, смешивая синий и желтый.
Именно на четырех основных цветах (и двух ахроматических) базируется и современная система NCS, разработанная специально для использования в области дизайна и в индустрии моды. В ней каждый цвет имеет собственный номер, и его можно использовать для заполнения цветового паспорта или если необходимо переслать информацию о цвете. Ведь, согласитесь, договоренность с клиентом о том, что стены буду «персиковые», не значит вообще ничего, и даже цвет на пересланной через интернет картинке будут зависеть от настроек конкретного монитора.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-i0gm5w.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-4rt2gn.jpg)
Интуитивный подход
Цветовые круги и другие инструменты работы с цветом, на первый взгляд, кажутся волшебной палочкой, но это не так. Гарантированно гармоничные сочетания, которые они предлагают — лишь первый шаг, после которого придется принять куда более сложные решения: какую интенсивность и светлоту оттенка выбрать, в каких пропорциях взять цвета и как распределить их?
«Вам нужно определиться, какую атмосферу вы хотите создать, и это будет ключевое слово, чтобы работать с цветовой гармонией,— советует Ольга. — Как только вы выбираете себе атмосферу, вы выдыхаете с облегчением. Вы уже не ищете опоры в механике повторения цветов, а создаете колорит, который нужен именно вам»
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1jr88d8.jpg)
Дело в том, что мы воспринимаем цвет не только физиологически, фиксируя определенную часть спектра. Мы чувствуем его еще и психофизиологически (холодный это цвет или теплый), а также считаем исторически и культурно привязанную к нему символическую информацию. А для работы с такой сложной системой впечатлений универсальный инструмент придумать уже невозможно.
Чтобы профессионально работать с цветом, нужно развивать свое зрение, как спортсмен развивает тело. Необходимо, во-первых, смотреть на цветовые атласы (например, NCS), а во-вторых, развивать эмоциональную сферу. Доказано: чем эмоциональнее человек, тем лучше он чувствует цвета.
«Создавайте цветовые карты», — советует Ольга. Такие конспекты – это и способ запомнить и понять атмосферу, и прекрасное упражнение на развитие цветового зрения, и то, что можно показать заказчику.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-d2xb74.jpg)
Фото: tin-liva.livejournal.com
Самый щедрый источник вдохновения — природа. Вот лишь несколько приемов, которым она может научить.
-
В интерьере должны быть контрасты. Как в природе есть день и ночь, так и в доме не обойтись без темных и светлых оттенков. Их чередование приближает нас к природному ритму и дают ощущение гармонии.
-
Если вам нужно выделить цвет, возьмите его совсем немного, но окружите дополнительным цветом. Вспомните, как выразительны редкие розы на фоне зеленой изгороди. В целом же, помните о пропорциях и используйте правило золотого сечения: каждого следующего цвета должно быть меньше, чем предыдущего.
-
Вдохновляйтесь материалами и фактурами, а не цветами. «Цвет соломы» звучит совсем по-другому, нежели «серо-желтый», а «цвета мха» хочется добавить в интерьер скорее, чем «грязно-зеленый». Как только вы находите подходящий материал, все встает на свои места.
- Наблюдайте за природными оттенками, но помните, что цвет невозможно запомнить. Даже если вы профессиональный дизайнер, лучше подобрать гальку понравившегося оттенка или воспользоваться профессиональным портативным сканером, чем надеяться на память.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-19kgxlg.jpg)
Практика
Итак, чтобы начать рассказывать с помощью цвета какую-то историю, важно погрузиться в соответствующее настроение. Колорист Литрис Айсмен, исполнительный директор института Pantone и автор бестселлера «Дао цвета», предлагает восемь базовых прилагательных, описывающих пригодные для жилых помещений цветовые сочетания: причудливое, спокойное, заботливое,традиционное, созерцательное, динамичное, романтичное и чувственное. Они и легли в основу практического задания, завершившего встречу с Ольгой Розет.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1iu6uz1.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-i0krmx.jpg)
Ольга предложила всем разбиться на группы, вытянуть одно из прилагательных, и, используя карточки цветов Pantone и любые предметы из шоурума Helgi Home (где проходила лекция), собрать цветовую композицию.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-pbjrb3.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-o6650a.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-9annfy.jpg)
Задание оказалось с двойным дном. Интересно было не столько собрать композицию и угадать, что за настроение воплощали остальные группы, но и — ошибиться.
Неверные предположения и оказались самым важным уроком: то, что для одного однозначно ассоциируется с чувственностью, для другого может быть воплощением созерцательности, и наоборот.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-10tsq0x.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1fswuq6.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1hxhy6z.jpg)
Композиции на фото: «созерцательность», «чувственность», «забота»
Итак, декоратор должен быть хорошим психологом. Ему должно быть мало утверждений заказчика о том, что тот любит оранжевый и терпеть не может зеленый, и даже о том, что он хочет уютный или жизнерадостный интерьер. Чтобы создать уютный дом для конкретного человека, нужно очень хорошо знать его потребности и вкусы. Именно поэтому никакие законы физики и цветовые круги не обеспечат вам гениальных решений. Что, впрочем, не отменяет необходимости разбираться в них.
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-1r1tpql.jpg)
![](/system/post_images/RackMultipart20150826-6791-e4jfjy.jpg)
цвет, советы дизайнера
Комментарии