Мастерская и гончарная школа со сказочным названием "Жар-Птица" залита солнечным светом: огромные окна от пола до потолка, второй свет с уютной кухней и со всех сторон горчичные, желто-медовые стены. Даже если на улице пасмурно и холодно, в студии наверняка ощущение постоянного лета. Вокруг десятки терракотовых горшочков, кувшинов и тарелок. "Я хочу тут жить!" – выпаливаю я, а Катя смеётся и говорит, что они пробовали здесь ночевать, но хорошего было мало – всё-таки, сложно спать и проводить досуг в том же месте, где ты работаешь. Даже если твоё рабочее место – мастерская мечты.
На втором этаже расположилось уютное рабочее место для рисования, черчения и валяния шерсти, и даже небольшая кухня с камерным диванным уголком. Мы заварили чай и разлили его по чашечкам, которые были сделаны вручную тут же в студии, почти как и вся остальная посуда.
Катя – моя бывшая однокурсница и невероятно талантливый художник – теперь преподаёт в "Жар-Птице"; и не только гончарное дело, но ещё и роспись: историю орнамента, любовь к которым была заложена в школе каллиграфии, и рисование мандалы. На мой вопрос о том, как она пришла к керамике, Катя сказала, что осваивать плоскость и рисовать людей в какой-то момент просто надоело – хотелось переносить изображение в 3D. Для воплощения этого замысла роспись керамики подошла как нельзя лучше.
В "Жар-Птице" очень дружная атмосфера, тут работают сильные художники с добрым сердцем. Наташа, гончарный мастер и учительница Кати, закончила пединститут на курсе социально-культурной анимации, посвятила себя работе с детскими домами и культурными центрами. Катя рассказывает о ней с восхищением: "Всегда полна вдохновения, идей... Я действительно не встречала более сильного и талантливого человека и художника. Она настоящий друг и педагог! Всему, что умею, я обязана именно ей."
Больше всего мне приглянулась матовая посуда с восковой и молочной обработкой. Молочение, или молочный обжиг, – один из самых древних способов обработки керамики, и один из самых красивых. Функция у него не только декоративная – после такой процедуры улучшается водонепроницаемость посуды, она не будет впитывать запахи и пятна и переживёт многоразовое мытьё мягкими средствами. Происходит это так: глиняное изделие купается в жирном молочке, а потом помещается в печь – при высокой температуре "молочные" узоры выгорают и становятся значительно темнее, почти чёрными.
Рассказы про почти что ритуальные купания в молоке звучат очень аппетитно, а вот на деле при самом обжиге запах стоит пренеприятнейший: в этот момент лучше пойти куда-нибудь погулять. Как будто в подтверждение Катиным словам о том, что глина всё впитывает, вспотел и покрылся мелкими холодными капельками кувшин, в который мы поставили букет полевых ромашек. Глина, кстати, надолго сохраняет нужную температуру воды, заметно продлевая жизнь цветам.
Я, конечно, не смогла устоять и осуществила одну из своих давних мечт – под чутким руководством Кати слепила на гончарном круге небольшую миску. Плотный и масляный кусочек глины даже не бунтовал и довольно быстро мне покорился. Попробуйте – у вас получится!
5 вопросов гончарному мастеру
За что ты любишь глину? За то, что она живая. Сравнила бы с общением с животным: у каждой глины есть свой характер, она чувствует твое настроение и твою любовь. Погружает внутрь себя и уводит от реальности. Никогда не бывает одинаковой – невозможно повторить одну и ту же форму идеально дважды. Глина – это воплощение души автора.
Любимая твоя работа? Они все любимые, правда! А те, что без любви, обычно просто не получаются. Очень люблю крутить большие тарелки и расписывать их орнаментами. Недавно нашла свой первый скрученный горшочек и чуть не расплакалась от умиления.
Самый странный заказ, который вам делали? Был один заказ, из-за которого мы почти потеряли рассудок, – сделать 100 четок с маленькими боксерскими перчатками вместо бусин. В одной четке – 13 перчаточек, и все они слеплены вручную. За две недели мы вылепили 1300 перчаток.
Любимый художник? Всегда любила импрессионистов и постимпрессионистов, в особенности Гогена. Сейчас мне ближе конструктивизм и геометрия, перуанские и мексиканские орнаменты. Больше стараюсь обращаться к народному творчеству и вдохновляться им.
Что ты посоветуешь начинающему гончару? Не спешить, набираться терпения. Действовать от простого – к сложному. Просто закрыть глаза и прочувствовать глину на круге, понять ее. Потому что она – живая.
P.S.
Жар-птица бесплатно проводит занятия для детских домов и особенных детей с заболеваниями двигательной и нервной систем. Можно посетить разовое занятие (стоит 1200 рублей для взрослого и 800 рублей – для ребенка), а также приобрести подарочные сертификаты и абонементы на 8 и 16 занятий с полным курсом гончарного искусства. И еще это хорошая идея для праздника – есть возможность приходить компаниями, устраивать творческий день рождения и корпоративы.
мастерская, керамика, студия
Комментарии