Мы продолжаем ходить в гости к самым разным мастерам и рассказывать вам о секретах работы керамистов, мозаичников и создателей дубовой мебели. На этот раз мы побывали в маленькой мастерской архитектора Натальи Мельниковой, для которой увлечение керамикой переросло в создание собственной марки декора и посуды с экзотическим названием Mazachi HOME.
«Мазачи — просто потому, что нравится слово, — смеется Наташа. — Для меня это образ: жизнь в стиле мазачи, жизнь в кайф».
Наташа много улыбается, но в ней чувствуется присущая архитекторам утонченная, серьезная внимательность. Она, кстати, удивляется, когда ее представляют художником-керамистом: в конце концов, это занятие всего лишь недавно переросло для нее рамки эксперимента, и стало, наравне с архитектурой, тем, во что можно всерьез вкладывать время и деньги.
Образование, признается Наташа, сильно повлияло на отношение к глине и фарфору, на которые она смотрит совсем не как художник. «Для меня важна функция вещи, и то, чтобы объект соответствовал времени, месту, ситуации. В архитектуре всегда работаешь с ландшафтом, инсоляцией и множеством других факторов. В керамике то же самое: стараешься воплотить в вещи то, что важно сейчас».
Конечно, для работы на заказ нужно учитывать особенности интерьера, в котором будет находиться предмет, но Наташа говорит, что немного устала от архитектурных заказов и ценит керамику именно за возможность творить свободно, не оглядываясь на чьи-то требования. Тему для очередной вещи может задать что угодно: от привезенных с моря кораллов до березовой веточки, с которой связана какая-то очень личная история.
Две тарелки с отпечатками коралла.
В вещах Mazachi HOME мало что напоминает о строгих архитектурных проектах. Наташа признается, что любит в керамике именно магию и непредсказуемость: неправильные формы, неожиданно растекшуюся глазурь, проявившийся от нестандартной температуры обжига цвет.
Такие вещи делают участницы мастер-классов, которые проходят в мастерской.
«Знакомый керамист мне говорит: Наташа, почему ты любишь, когда все получается само собой, ведь это неправильно! А кто устанавливает, что правильно? Ведь вся фишка — в этой магии, сюрпризе, когда достаешь вещь из печи. Мне нравится, когда криво. Ровно есть в ИКЕА».
Впрочем, архитектурный бэкграунд дает о себе знать, и легкомысленными вещицами для дома интересы нашей героини отнюдь не ограничиваются.
«Мне хочется делать современное искусство, заняться лэнд-артом, взаимодействовать с людьми, с городом. Сейчас вместе со школой современного искусства SOMA мы запустили курс воркшопов, где мы вместе с детишками и взрослыми будем делать лэнд-арт объекты: придумывать что-то, а потом выходить на улицы и оставлять это там. Так, что, может, в городе появятся спонтанные островки керамического творчества».
Глазури для керамики совсем не похожи на краски. Они рассыпаны по баночкам в виде порошка, и под воздействием температуры меняют цвет.
Пока Наташа придумывает большие проекты для города, работа не стоит на месте: кроме тарелочек она делает еще и поп-артовские, даже китчевые предметы вроде кашпо в виде головы Дарта Вейдера или объемного Яо-Мин-фейса. Это уже не совсем ручная работа: создав прототипы, она нашла небольшой комбинат, готовый выполнять частные заказы.
Работа над созданиями таких вещей начинается с создания прототипа из скульптурного пластилина.
«Подружить» два таких разные направления пока не очень-то получается, но, замечает Наташа, с коммерческой точки зрения это даже хорошо: в то время, как нежные тарелочки ожидаемо быстро продаются в небольшом онлайн-магазине среди таких же милых вещиц, символы поп-культуры разбирает с полок «Цветного» и магазинов при «Гараже» и МОММА модная публика, любящая вещи посмелее.
А еще у Mazachi HOME есть розовые Дарты Вейдеры.
Наташа рассказывает, что приносить доход керамика начала ей чуть меньше года назад, после двух лет экспериментов. Этот путь мог бы быть короче, не решись она учиться всему сама. «Начала с эксперимента, потом немного почитала литературы, потом снова эксперименты, куча ошибок, разочарование и снова интерес», — такова кривая движения керамиста-самоучки. Бонус — отсутствие лишних ограничений и радость от ошибок-открытий, которые настоящий профессионал не совершил бы.
Тем, кто только хочет попробовать себя в керамике, Наташа советует начать с участия в мастер-классе, где расскажут о множестве не очевидных для начинающего мелочей — начиная со специфического языка специализированных магазинов, где глину продают под названием «керамическая масса», заканчивая тем, что при обжиге вещь «усыхает» на 15-20 %. Ну а дальше можно развиваться самостоятельно, благо, в Москве можно найти все необходимое для создания керамики, вплоть до услуги обжига одной вещи.
Керамическая головка чеснока — одна из первых вещиц, сделанных Наташей (и наша самая любимая).
У Наташи множество планов: «Я не остановлюсь на тарелочках, у меня есть идеи, как завоевать мир с помощью керамики! Например, мечтаю сделать из нее мебель. Ну а тарелочки — это отдых. Я оставлю их для мастер-классов и общения с людьми, которым интересна керамика. Для того, чтобы не превратить это удовольствие в работу».
P. S. Нельзя побывать в керамической мастерской и не слепить хоть что-нибудь! Небольшая фотоистория ниже — о том, как создаются фарфоровые тарелки с кружевными отпечатками (и логотипом Квартблога). Вы думали, керамисту необходим гончарный круг? Нет, вполне можно обойтись скалкой, тряпочками и мастихином!
Фото: Дарья Мышленникова; фото обложки: mazachik.ru
керамика, мастерская
Комментарии