Я захожу в студию к Маше и тут же погружаюсь в атмосферу творчества: повсюду стоят милейшие блюдца, чашечки, фигурки, слышится мягкий монотонный шум (что-то полируют), пахнет глиной, а самое сильное впечатление производят огромные окна от пола до потолка вдоль всей стены. Девушки работают не отрываясь: близятся праздники и работы (впрочем, как и всегда) невпроворот. Cеramic Forest – это дружная и сплоченная команда из трех человек. Маша – создательница, керамист и главный вдохновитель; Оля – сестра Маши – занимается самыми важными организационными вопросами, и ещё одна новенькая Маша, которая пришла недавно и обучается с нуля, но уже скоро будет настоящим керамистом. Когда я зашла, Оля покрывала глазурью блюдца с принтом в виде веточек (между прочим, в секретной технологии Ceramic Forest), а новый член команды Маша полировала маленькие аккуратные бирочки, тоже сделанные из керамики.
Тут я замечаю целый сервиз из кружевных сердец на деревянной столешнице и охаю: «Какая красота!». Но Маше больше нравится вон то маленькое одинокое сердечко справа — в прозрачной глазури. А остальные блюдца – в белой, более плотной; поэтому создается впечатление, что голубое кружево будто бы прикрыто белой дымкой.
Посуда после первого утильного обжига, ещё без покрытия глазури – матовая
По тому, как Маша переживает за результат и с какой страстью рассказывает про глину, можно понять, как сильно она любит то, чем занимается. Ещё год назад ручная лепка была не так развита – Маше с Олей пришлось столкнуться с большим количеством проблем. «Но я сильно верила в это дело и, видимо, много этому отдаю. Это большой труд: затраты и физические, и материальные, и эмоциональные. Нас часто спрашивают про отдачу и заработок. Ну, отдача пока такая – приятно для души. Но окупается, мягко скажем, далеко не всё». Зато Ceramic Forest может смело гордиться своим прямым участием в том, что керамика сейчас находится на пике своей популярности.
Маша-ученица, Маша-основательница и Оля
Между тем Маша показывает мне кружевные тарелочки и рассказывает, что такие отпечатки пользуются чуть ли не самым большим спросом.
Смотришь на всё эту красоту и не верится, что Ceramic Forest – в основном самоучки. Оказывается, около 9 лет Маша занималась флористикой: цветочным оформлением, озеленением садов и частных домов. Но в какой-то момент появилось острое желание сменить профессию – конкретно заняться своим производством, а не вести бизнес по классической формуле «купи-продай». Столкнувшись с тем, что отдельно в России ручной лепке никто не учит и такой школы просто нет, инициативная Маша поняла, что всё нужно брать в свои руки. На помощь пришла литература по теме, видео на ютьюбе и несколько мастер-классов – основы гончарного круга и лепки. Так, со дня основания Ceramic Forest прошло всего лишь чуть больше года.
Это было всегда! Глина сама решила, что я хочу ей заняться. Это живой материал, у которого много потенциала. Она на завянет и ничего с ней не случится. У меня всегда была любовь к рукам, но вязать, например, я не умею, а украшения делать не хочу. Так что я бросила все в своей жизни и полностью посвятила себя Ceramic Forest. Все что я умею – это мой опыт. Я уже досконально знаю материал и как он себя поведет. Мне никто ничего не навязывал – я просто делаю то, что чувствую и что хочу. Так уж получилось, что по жизни я отвергаю принципы. Говорят, что надо выровнять края – а мне не надо, мне и так нравится. Или вот надо, чтобы тарелка была идеально гладкая. А мне не надо, я люблю отпечатки на глине – это же часть твоей души, которая остается на изделии.
Главная концепция Ceramic Forest – максимальная функциональность. Оля рассказывала мне, как они подвергали посуду всяческим испытаниям: ставили в посудомойку, грели в микроволновой печи, потом ставили в морозилку и даже замораживали. А изделия даже ни одну трещинку не выдали после таких мучений. Маша артистично и в красках объясняла мне, что это не та декоративная посуда, но которую нельзя дышать. «Посуду нужно использоваться по назначению и получать от этого удовольствие! А еще мне кажется, что еда должна хорошо смотреться в тарелке и быть в одной истории с ней, то есть не спорить с декором и не отвлекать внимание от себя».
Иногда в ход идут специальные инструменты – для создания вот таких «лунных кратеров», как я их сама обозвала.
Пока я искала ракурсы для фотографий, Маша принесла блюдца в виде облаков, запорошенных снегом. Но тут у всех фантазия разыгралась по-своему. Оля: «Я считаю, это зимний вариант: метель метет, по тарелке замело…». Маша-ученица, как бы недоумевая, что мы не замечаем очевидного: «Это молочко!»
А еще Маша делает из своих фотографий очаровательные открытки на плотной фактурной бумаге.
Фото пушистого бирюзового моря с пеной – из Крыма.
Провожали меня вот эти прекрасные фаянсовые папоротники, которые висят на входе в студию. Оказывается, они очень сильно треснули, а выкидывать такую красоту было жалко, поэтому девушки подарили ему вторую жизнь в качестве декора для стены.
Фаянсовые папоротники прекрасно дополняет сочная абстракция под названием «Море» (слева на фото). А на фотографии справа – «Лес». Эти картины рисует подруга Маши – художница Наталья Дергунова из Новой Зеландии. Мне показалось, что живые мазки перекликаются с узорами и мягкими разводами на изделиях Ceramic Forest. Легкие ветвистые «рамки» Маша сделала сама – картины на холст натянуть не получилось, да и смотрелось бы тяжеловато, поэтому полотна прибиты к стене с помощью двух мелких незаметных гвоздей и пары веточек. По-моему, лучшей рамы для этих картин не придумать! А еще в мастерской живет филин по имени Дуглас, которого сшила новенькая Маша. Дуглас – главный хранитель студии (на нем даже можно разглядеть надпись «Ceramic Forest»).
Ушла я от Маши не с пустыми руками. Теперь в шкатулке с подвесками у меня поселилась синяя «птица счастья» (украшения из керамики – это, как говорит сама Маша, ее несерьёзное сумасшедшее хобби), а дома на стене будет жить вот такая волшебная желтая рыбка – как из сказки. (Больше всего меня умилило, как Маша с ней расставалась: «Беленькое – это такая специальная грануляжечка, а черненькое – не знаю что такое... Ну теперь она такая, какая есть. Люблю ее безумно! Малышка».)
С особым интересом я ожидала свой мини-сервиз, который мне посчастливилось слепить на одном из мастер-классов Ceramic Forest. Проходил он, кстати, на корабле «Брюсов» ровно за день до его закрытия. Посудка пережила переезд, засыхала, запекалась и покрывалась глазурью в течении двух недель. Упаковка в Ceramic Forest очень надежная – чуть больше, чем за год, было всего две неудачи. Ну а вот что получилось у меня: чашка, блюдце и миска с отпечатками веточек.
В завершении хочется посоветовать всем обязательно что-нибудь слепить – просто так, для души. Возиться с глиной очень приятно – она мягкая, маслянистая и податливая. (В который раз после работы руками задумываюсь на тему арт-терапии – вида психотерапии, основанным на искусстве и творчестве.) По душе мне пришелся и подход Ceramic Forest на мастер-классе: призывы к творчеству, а не правилам, к разнообразию и к тому, чтобы прислушиваться к себе. Ведь так, как могут сделать ваши руки, если доверять своим внутренним импульсам и следовать за ними, – не сможет сделать никто.
Фотографии: Вероника Грицай и Ceramic Forest
мастерские, посуда, керамика
Комментарии